Как российские художники осваивают дополненную реальность
Медиаискусство выходит на новый уровень, и сейчас мы об этом поговорим.
Технологии все больше проникают в нашу повседневность, причем настолько молниеносными темпами, что мы этого даже не замечаем. Многие из нас постоянно прикованы к экрану – если не смартфона, то рабочего ноутбука – и в этом нет ничего плохого. Это новая реальность, к которой надо адаптироваться.
Отдельного внимания в технологическом мире заслуживает искусство, которое активно переходит в цифровой мир. Например, совсем недавно в Москве стартовал новый арт-проект «Здесь и сейчас», где помимо привычных инсталляций и муралов появилось направление Медиаискусство.
В нем приняли участие пять творческих единиц, работы которых перешли в дополненную реальность. Мы поговорили с каждым из них и узнали, когда дополненная реальность станет нашей обыденностью, что необходимо городской среде и многое другое.
Аристарх Чернышев
Как вы относитесь к дополненной реальности? Когда она станет для нас чем-то привычным?
AR уже давно часть нашей реальности, платформы продолжают совершенствовать носимые устройства, так что через пару-тройку лет нас ожидает новый всплеск массового интереса к этой технологии. Хотя и сейчас она находится на гребне волны.
Расскажите про вашу работу, в чем заключается ее замысел? И как пришла такая идея?
Мой проект для фестиваля – это часть серии про «новое животноводство». Если коротко: теперь человеку не надо приручать диких животных для удовлетворения своих. Теперь он может их искусственно создать. И AR как нельзя лучше подходит для демонстрации этих новых существ.
Как дополненную реальность можно использовать во благо городской среды?
Естественно, AR обладает большим утилитарным потенциалом, и новый слой информации о городской среде существенно увеличит эффективность и интенсивность городской жизни.
Не получится ли как в антиутопии? Затмит ли дополнения реальность привычную нам реальность?
Это всего лишь очередная технология. Любая технология, давая какие-то удобства, делает нас зависящими от нее. Просто к остальным технологиям мы уже привыкли и не замечаем этой зависимости.
«Мастерская 15»
Как вы относитесь к дополненной реальности? Когда она станет для нас чем-то привычным?
После заявления Цукерберга о том, что наш милый фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) превратится в мета-вселенную, мне кажется, что дополненная реальность – часть нашей жизни. Мета-вселенная в понимании Цукерберга – это не набор виртуальных миров, а очень глубокая смесь виртуального и реального, где каждый из миров имеет в миксе такие свойства, какие не имел бы отдельно. Виртуальный мир, например, очень влияет на физический и наоборот. На мой взгляд, дополненная реальность – это очень хорошая иллюстрация взаимного проникновения виртуальной реальности и физической. Я думаю, что мета-вселенная без дополненной реальности абсолютно невозможна и дополненной реальности сейчас будет становиться все больше.
Расскажите про вашу работу, в чем заключается ее замысел? И как пришла такая идея?
Для проекта «Здесь и сейчас» мы делали инсталляцию около Музея Космонавтики. Я обожаю эту стеллу-ракету и всегда, когда стояла рядом, представляла, что не на Земле наблюдаю за взлетом, а что она пролетает в каком-то пространстве мимо меня. Когда мне предложили сделать работу, захотелось, чтобы Земля казалась не Землей, а неким измерением на пути ракеты, потому что этот путь очень магический. Мне кажется, что где-то по дороге, где отделяются ступени ракеты, есть измерение со сказочными и непонятными существами.