Как принимают экзамены на «права» в США, Германии, Японии, Великобритании и Китае.
Похоже, экзамен на право управления автомобилем — своего показатель уровня демократии в стране. Точнее, степени доверия государства своим гражданам.
США: бывает ли легче?
В США на «права» сдать просто, хотя нюансы могут отличаться в зависимости от штата.
Необходимое обучение для того, у кого раньше вообще не было прав — только 4 часа теории. Стоит курс $30 и проводят его онлайн. Говорят, интересный: в него входят и знания об особенностях действия наркотиков. Потом нужно оплатить госпошлину — это $10, и саму процедуру экзамена — от $30 до 98 в зависимости от штата.
После теста на знание правил, в который входят вопросы о размерах местных штрафов, будущему водителю выдают временные права, с которыми можно проходить обучение — ездить самостоятельно в присутствии опытного водителя.
При сдаче экзамена на вождение первым делом проверяют знание систем автомобиля. «Включите левый поворотник, аварийную сигнализацию, ручной тормоз» и так далее. Потом «площадка» — в некоторых штатах это только параллельная парковка, в других добавляется движение задом, разгон-торможение. Могут спросить, как будешь парковаться или трогаться на горке, причем обычно нужно просто на словах объяснить — горки на площадках сдачи редкость. Вождение по городу простое, без хитрых ситуаций. Достаточно не превышать скорость, останавливаться перед знаком «стоп» и картинно вертеть головой перед каждым перекрестком и перестроением. Кстати, приезжают на экзамен на своей машине. Если не сдал, можно прийти на следующий день. А «правила» вообще разрешают пересдать в тот же день.
Германия: проверяющий сзади
В Германии для тех, кто получает права впервые, необходимый минимум теоретических занятий составляет 14 часов. Практики должно быть не менее 12 часов, из которых три — ночная езда и четыре — движение по автобанам. Школа берет за обучение и внутренние экзамены от 1500 до 2500 евро (128 000 — 213 000 р).