Как Мария Цебрикова спорила с писателями о женщинах и защищала права заключенных
Мария Цебрикова была отправлена в ссылку после того, как цитаты из ее открытого письма к императору о российской тюрьме и каторге попали в статью Time. Но главным делом ее жизни была литературная критика — в том числе разоблачение «мужского взгляда» писателей на женских персонажей
Русская литература XIX века, которую мы изучаем на уроках в школе, создана по большей части мужчинами и транслирует их взгляд на современников и современниц. Кажется, что феминистская критика созданных ими характеров и сюжетов невозможна, поскольку для этого пришлось бы подойти с современной повесткой к произведениям, созданным более века назад, и пренебречь исторической дистанцией. Но на самом деле такая критика существовала уже тогда — когда «Обрыв» Гончарова или «Война и мир» Толстого были не частью литературного канона, а книжными новинками. Среди публицистов, которых мы помним из школьных уроков литературы и истории, — Дмитрия Писарева, Николая Добролюбова, народника Петра Ткачева — выделялось имя Марии Цебриковой, которая критиковала не только писателей, но и императора.
Мария родилась в 1835 году в Кронштадте в семье военного и представительницы французской аристократии. Она с детства видела жестокое, вплоть до выбивания зубов, обращение с солдатами и матросами и слезы женщин, хоронивших мужей. Немалое влияние на нее оказал дядя, прошедший ссылку декабрист Николай Цебриков. Именно он, сам не раз отправлявший рукописи Герцену в «Колокол», давал племяннице прочесть статьи Чернышевского и Добролюбова, чем указал ей путь на литературное поприще. Впоследствии время от времени она будет подписываться как «Николаева» или «Н.Р.» (Николай Романов).
В их доме бывали литераторы, но «право писательства пришлось брать с бою», вспоминала позже Мария. Отец мешать ей не стал, но мать, «желавшая видеть в дочери светскую куклу», была категорически против. Рукописи девушки она сжигала и запрещала редакциям их брать.
Несмотря на мощное противостояние, Мария начала печататься. Ее первые статьи появились в педагогическом журнале «Детский сад». В 1860 году Мария опубликовала в «Русском Вестнике» повесть «Ошибка за ошибку», а через три года ее талант отметил Николай Некрасов, напечатав ее рассказ «Который лучше?» в «Отечественных записках». В том же журнале в 1868 году состоялся ее дебют уже не как автора художественных произведений, а как публициста.
Критиковать, а не изображать Мария решила не просто так. «С беллетристикой провалилась», — говорила она. Все, что выходило из-под женского пера, было пропитано жалобами на жизнь («Отчаяние – вот скрытое лицо современной женской прозы», — писала Цебрикова в 1870 году), она же в своих текстах не жаловалась, а боролась. Это сразу привлекло внимание: читатели нашли ее произведения острыми и яркими, а цензура — опасными для самодержавия.
Но все же главным для писательницы было «женское дело». Эта тема красной нитью проходила через всю работу, за которую бы Мария ни бралась.