Мария Цебрикова разоблачала «мужской взгляд» писателей на женских персонажей

ForbesКультура

Как Мария Цебрикова спорила с писателями о женщинах и защищала права заключенных

Мария Цебрикова была отправлена в ссылку после того, как цитаты из ее открытого письма к императору о российской тюрьме и каторге попали в статью Time. Но главным делом ее жизни была литературная критика — в том числе разоблачение «мужского взгляда» писателей на женских персонажей

Редакция Forbes Woman

Мария Цебрикова (Фото Wikipedia)

Русская литература XIX века, которую мы изучаем на уроках в школе, создана по большей части мужчинами и транслирует их взгляд на современников и современниц. Кажется, что феминистская критика созданных ими характеров и сюжетов невозможна, поскольку для этого пришлось бы подойти с современной повесткой к произведениям, созданным более века назад, и пренебречь исторической дистанцией. Но на самом деле такая критика существовала уже тогда — когда «Обрыв» Гончарова или «Война и мир» Толстого были не частью литературного канона, а книжными новинками. Среди публицистов, которых мы помним из школьных уроков литературы и истории, — Дмитрия Писарева, Николая Добролюбова, народника Петра Ткачева — выделялось имя Марии Цебриковой, которая критиковала не только писателей, но и императора.

Мария родилась в 1835 году в Кронштадте в семье военного и представительницы французской аристократии. Она с детства видела жестокое, вплоть до выбивания зубов, обращение с солдатами и матросами и слезы женщин, хоронивших мужей. Немалое влияние на нее оказал дядя, прошедший ссылку декабрист Николай Цебриков. Именно он, сам не раз отправлявший рукописи Герцену в «Колокол», давал племяннице прочесть статьи Чернышевского и Добролюбова, чем указал ей путь на литературное поприще. Впоследствии время от времени она будет подписываться как «Николаева» или «Н.Р.» (Николай Романов).

Мария Цебрикова (Фото DR)

В их доме бывали литераторы, но «право писательства пришлось брать с бою», вспоминала позже Мария. Отец мешать ей не стал, но мать, «желавшая видеть в дочери светскую куклу», была категорически против. Рукописи девушки она сжигала и запрещала редакциям их брать.

Несмотря на мощное противостояние, Мария начала печататься. Ее первые статьи появились в педагогическом журнале «Детский сад». В 1860 году Мария опубликовала в «Русском Вестнике» повесть «Ошибка за ошибку», а через три года ее талант отметил Николай Некрасов, напечатав ее рассказ «Который лучше?» в «Отечественных записках». В том же журнале в 1868 году состоялся ее дебют уже не как автора художественных произведений, а как публициста.

Критиковать, а не изображать Мария решила не просто так. «С беллетристикой провалилась», — говорила она. Все, что выходило из-под женского пера, было пропитано жалобами на жизнь («Отчаяние – вот скрытое лицо современной женской прозы», — писала Цебрикова в 1870 году), она же в своих текстах не жаловалась, а боролась. Это сразу привлекло внимание: читатели нашли ее произведения острыми и яркими, а цензура — опасными для самодержавия.

Но все же главным для писательницы было «женское дело». Эта тема красной нитью проходила через всю работу, за которую бы Мария ни бралась.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении