Охота на ведьм: за что женщин отправляли на костры и причем тут рыжие и красивые
Считается, что охота на ведьм относится к Средневековью, однако первые упоминания об этом явлении встречаются еще во времена поздней Античности, а последние — в XVIII веке. Forbes Woman рассказывает, за что невинных женщин бросали в темницы, пытали и сжигали на кострах
В ожидании Судного дня
Теолог и философ Фома Аквинский (1224–1277) считал, что деяния дьявола реальны, и добавлял, что женщины куда больше мужчин склонны к колдовству. Именно Аквинский впервые отделил ведовство от ереси (заблуждений) и выделил в отдельное преступление. До него еретиков и еретичек сжигали — задолго до «официального начала» охоты на ведьм.
Говоря о причинах этой борьбы, важно понимать контекст. Западный мир ждал Страшного суда и Второго пришествия, после которых для грешников и неверных наступит мучительная вечность в аду — настоящий кошмар для средневекового христианина.
После того как в 1000 году апокалипсис не случился, его перенесли на 1037 год. Потом верующие дождались 1038 года. Затем шли другие даты.
Несбывшиеся пророчества влекли за собой массовые смерти, поскольку в ожидании конца света люди не засеивали поля и оставались без продовольствия. Так произошло и в 1492 году. Многие крестьяне в ожидании неизбежной смерти не вышли на посевную. Голод и последовавший за ним экономический кризис привели к обострению конфликтов и войнам. А в XIV веке в Европу пришла чума. Панику сеяли и кометы, которые считались предвестниками несчастий.
Над всеми бедами обычного человека нависало ожидание Судного дня, который теперь уже должен наступить в 1584-м или, в крайнем случае, в 1604 году. Запуганные люди ищут виноватых. Ими толпа обычно назначает кого-то отличного и непонятного, лишая его человеческого статуса. Этими «другими» становятся ведьмы, представители иных конфессий и вероотступники. Например, тогда же появляются слухи об отравлении евреями колодцев, постоянно случаются еврейские погромы.
Духовенство говорит, что для спасения души недостаточно только верить в Господа, чтить блага Вечной жизни выше земных удовольствий и не способствовать действиям Антихриста и его приспешников. Важно — бороться с ними, таким образом помогая себе в будущей жизни.
Первые жертвы
Когда началась охота на ведьм, аббатисы (настоятельницы женских монастырей — аббатств) в католической церкви имели серьезный политический вес. Свое влияние они получили задолго до описываемых событий — это была одна из немногих карьерных возможностей для тех женщин из богатых семей, которые не хотели замуж или оказывались в неудачном браке.
Например, дочь Вильгельма Завоевателя Адела Нормандская (1062–1137) возглавляла монастырь Святой Троицы в Кане, сменив на этой должности умершую сестру. Святая Вивина (1103–1168) имела собственный монастырь, построенный на принадлежащей ей земле. А немецкая настоятельница бенедиктинского монастыря Хильдегарда Бингенская (1098–1179) не только руководила крупным монастырем, переписывалась с крупнейшими философами своего времени и пользовалась полным доверием папы Евгения III — она находилась на недосягаемой для многих коллег мужского пола вершине. Хильдегарда имела такой авторитет, что могла позволить себе публично проклясть императора Фридриха Барбароссу (одного из сильнейших политиков своего времени). Также она открыто конфликтовала с Майнским архиепископом и предсказала его падение — что принесло ей славу «Рейнской Сибиллы». Хильдегарда публиковала рассказы о своих видениях и находила отклик в сердцах самых значимых людей своего времени.
В результате продолжительной борьбы в церковной жизни наступили перемены: аббатисам закрыли вход на собрания членов монастырских орденов, они больше не могли вести проповеди в собственных монастырях (это должны были делать мужчины). Каждая женская обитель стала подотчетна мужскому религиозному ведомству (монастырю, ордену или епископу).
Перемены затронули даже будни визионерок. Их видения теперь должны были записывать мужчины, поскольку считалось, что получить божественное откровение женщина может, но правильно понять — нет.
Меняется и тип святых: духовный подвиг теперь заключается в умении терпеть и страдать, моральным ориентиром становится пассивность. О женской греховности говорят с кафедр во время служб, которые для безграмотного народа были единственным способом узнать, что именно написано в Библии. Запуганные представители низших сословий теперь начинают считать вчерашних святых колдуньями, опасными для жизни. Некоторое время спустя пророчицы, предсказательницы и проповедницы часто (но не всегда) стали оказываться на костре.
Поиски ведьм
Гонения на ведьм усиливаются в том числе из-за распространения массового книгопечатания. В 1487 году издан трактат по демонологии «Молот ведьм».
Как видим из фольклорных источников, колдовством могли заниматься как мужчины, так и женщины. Но в ведьмовстве обвиняли преимущественно женщин. Как свидетельствует этнограф Николай Никофоровский: «Истинное положение дела обязывает отметить, что мужчины менее восприимчивы к ведьмачеству, чем женщины, а потому и ведьмаков меньше, чем ведьм».