Как художник Даши Намдаков стал талисманом для чиновников и бизнесменов
К 2019 году скульптуры и мелкая пластика Даши Намдакова заполнили кабинеты и дома бизнесменов, кремлевских чиновников, членов правительства. Работы Намдакова оказались в коллекции Владимира Путина, Александра Волошина, Германа Грефа, Елены Батуриной, Романа Абрамовича, Герхарда Шредера. Как художник стал главным скульптором страны и талисманом для чиновников и бизнесменов — в материале Forbes Life.
Теплый сентябрьский вечер. Район Патриарших прудов напоминает сцены из «Скромного обаяния буржуазии» Бунюэля. Послы Мальты и Перу, бизнесмены, юные беззаботные наследники состояний, телеведущие и блогеры-коллекционеры идут по красной ковровой дорожке. Арт-дилеры сестры Аскери, Алина и Полина, в платьях от Christian Dior, черном и белом, встречают приглашенных поцелуями и розе. 800 кв. м нового выставочного пространства Askeri Club занимают выставка Юрия Купера, шестидесятника, ныне коллеги Никиты Михалкова и автора проекта храма Новомучеников в московском Сретенском монастыре, а также экспозиции любимого художник галереи Askeri Кван Йонг Чана и Хуана Мигеля Паласиоса. У окна стоит небольшая бронзовая скульптура (44 х 80 х 57 см) Даши Намдакова за $140 000. В разложенном пасьянсе — два интерьерных художника-иностранца, восточный и западный, статусный старец Купер, а Намдакову, по словам Полины Аскери, выпало быть талисманом на удачу.
«Код «свой-чужой» хорошо считывается через предметы искусства, — говорит арт-консультант, управляющий партнер Arts Wanted Limited Екатерина Бахметьева. — Это важный вопрос для клиента: что купить, чтобы тебя правильно считали». За последние 30 лет коды менялись несколько раз. Так, в 1990-е знаковыми считались художники «Родной речи». К началу 2000-х «Родную речь» сменили мирискусники и «Голубая роза», художники русского авангарда. К середине 2010-х возник запрос на мировых звезд — Дэмиена Херста, Яёи Кусаму, Энди Уорхола. А в 2019 году, отмечает Бахметьева, почти каждый ее клиент стал спрашивать про Даши Намдакова. «Многие не могли сформировать собственного мнения, о чем эти работы, красиво это или некрасиво, — рассказывает Бахметьева, — но всем вдруг стало важно разобраться, кто же такой скульптор Даши Намдаков».
Главный официальный скульптор России
К 2019 году скульптуры и мелкая пластика Намдакова уже заполнили кабинеты и дома бизнесменов, кремлевских чиновников, членов правительства. Работы Намдакова оказались в коллекции Владимира Путина, Александра Волошина, Германа Грефа, Елены Батуриной и Юрия Лужкова, Романа Абрамовича, Герхарда Шредера. В 2012 году в Лондоне, в районе Гайд-парка, на средства Елены Батуриной был выполнен и установлен его «Чингисхан», бронзовая фигура почти пятиметровой высоты.
Выставки Даши Намдакова прошли в Эрмитаже и в Русском музее. Александр Боровский, глава отдела новейших течений Русского музея, говорит, что любит художника вовсе не за то, за что он так нравится людям во власти. Боровский ценит его художественные способности. «Вы посмотрите, как он ставит лошадь. Посмотрите на его череп марала — там же в пустоте внутри ветер свищет. А как хорош «Чингисхан»!» — восклицает искусствовед. По мнению Боровского, «Намдаков обладает даром, как бы неприятно это ни звучало для современного художественного мышления». При этом искусство Даши Намдакова не может считаться безусловно современным. «В его работах не хватает анализа и самоанализа, учености, западного цитирования, — говорит Боровский. — Намдаков неспособен к каттелановской пародийности. У него все всерьез, без иронии».
На встрече с президентом Путиным 23 февраля 2018 года министр обороны Сергей Шойгу заявил о планах построить храмовый комплекс в подмосковной Кубинке. Конкурса и обсуждения проекта не проводилось. 1 июня 2019 года сайт строящегося собора Воскресения Христова, известного как храм Вооруженных сил, назвал имена шести «лучших художников и скульпторов России», которые работают над внутренним убранством храма. Алтарный образ Христа Воскресшего и образ Богородицы выполнил Даши Намдаков.
Художественная общественность воздержалась от обсуждения храма Вооруженных сил, но диакон Андрей Кураев и историк архитектуры Сергей Кавтарадзе обратили внимание на несоответствие росписи канонам. Кавтарадзе отметил, что на заалтарной стене в апсиде вместо исторически принятого изображения Богородицы Оранты впервые в истории, как сказано на сайте храма, оказалось изображение Спасителя. «В качестве изографа (мастера, которому позволено предлагать собственные иконографические решения) выступил известный российский скульптор, бурят Даши Намдаков, — пишет Кавтарадзе в «Медузе» (признана СМИ-иноагентом). — Богородица же с младенцем Спасителем изображена на западной стене, причем жест ее руки как будто заимствован со сталинского плаката и обращен не к Сыну, чью жертвенную мученическую смерть Она предвидит, а к кому-то, кто готов как по команде выполнить Ее безмолвный призыв». И Кураев, и Кавтарадзе считают, что храм — существенный артефакт, памятник эпохи, предмет для изучения историками, антропологами, культурологами.
В лесах Забайкалья и во дворце Виндзоров
О светском успехе Даши Намдакова в художественных кругах ходят легенды. В 2001 году на выставку Намдакова в галерею Андрея Герцева пришел Александр Волошин, тогда занимавший должность руководителя Администрации президента. По легенде, искусство Намдакова произвело на Волошина такое впечатление, что он купил едва ли не 20 небольших скульптур, которые потом раздарил ближнему кругу. В этот круг попал и президент Путин. Близкий знакомый Волошина в разговоре с Forbes этот факт отрицает, подчеркивая, что подарки президенту не в привычках Волошина. Но в галерею Волошин заходил, что-то покупал, что-то из работ Намдакова ему дарили друзья. Волошину нравится самобытная смесь шаманизма, буддизма, мистики, смешение техник литья и ковки, отсылки к археологии. Несколько работ Даши Намдакова раннего периода, «Лучник» и абстракция, как свидетельствует друг политика, стоят у Александра Волошина дома. А у Владимира Путина в начале 2000-х оказалась намдаковская «Стихия».