Как франшиза шаурмы вошла в рейтинг самых выгодных в России
Предприниматель Андрей Колмогоров в 1990-е продавал диетическое питание «Гербалайф», в нулевые торговал мобильными телефонами, а с 2011 года занялся ресторанным бизнесом. Сегодня его сети «Суши-Маркет» и «Лаваш» развиваются по франшизе и насчитывают около 500 точек по всей стране. Несколько лет подряд «Суши-Маркет» была участником рейтинга самых выгодных франшиз Forbes, в 2022 году в него вошла и вторая сеть Колмогорова. Что в «Лаваше» привлекает предпринимателей?
Колмогоров занялся предпринимательством в 1995 году, когда начал зарабатывать деньги на продаже диетического питания и БАДов от популярной в то время международной компании «Гербалайф». По его словам, за три года штат его торговой фирмы вырос до 70 сотрудников.
«Я с 18 лет что-то предпринимал, — рассказывает Колмогоров Forbes. — Высшего образования у меня так и не получилось. В начале 1990-х переехал с родителями из Таджикистана в Омск. Времена были смутные, нужно было работать, да и хотелось самостоятельности, поэтому кое-как доучился только в техникуме».
Торговлю БАДами Колмогоров называет «самым настоящим бизнесом», заработок от которого зависит только от предприимчивости продавца. «Состояние сколотить не успел, потому что грянул кризис 1998-го, но научился многому, — говорит он. — Тренинги по продажам тогда проводили люди из Израиля, США. Вместо высшего образования у меня была вот такая школа».
Спустя год Колмогоров с товарищем занялся продажами сотовых телефонов. По словам предпринимателя, «заниматься мобильниками» тогда было интересно и престижно, «не как сейчас». За несколько лет Колмогоров с партнером открыли 70 салонов связи по всей Сибири под брендами «Билайн», МТС, Tele2 и «Мегафон», развивали они и сеть магазинов под собственной вывеской Yoter в Омске и Омской области. По данным «СПАРК-Интерфакса», совокупный оборот этих сетей в 2021 году составил около 350 млн рублей. Выручка «Лаваша» гораздо меньше, но удовольствия от развития этого бизнеса Колмогоров получает больше.
Любовь к еде
В 2011 году Андрей Колмогоров в соседнем Новосибирске увидел заведение, в котором готовят суши в формате take away (блюда навынос), и решил открыть такое же в Омске. Нашел поставщиков качественной рыбы (помогли знакомые из Новосибирска), снял помещение площадью 30 кв. м, нанял несколько поваров, знакомый дизайнер быстро придумал для будущей сети название и логотип. Первая точка по торговле суши навынос «Суши-Маркет» открылась осенью 2011 года в омском торговом центре «АТ-Маркет», инвестиции в нее составили около $30 000. За год в городе открылось еще четыре заведения под новым брендом (сегодня сеть насчитывает более 400 точек, большинство работает по франшизе). «Сотовыми телефонами я занимался по случайности. Первые семь-восемь лет было драйвово, а потом надоело, стало скучно. Вот общепит — это действительно мое, я люблю еду и все, что с ней связано, — рассказывает предприниматель. — Что такое электроника? Купили партию телефонов, не успел их продать за три месяца, например, так за это время они подешевели во всем мире на 30%. Итого: на витрине выставлено товара на 2 млн рублей, а твоя выручка — миллион. В общепите — купили продуктов, сделали хорошую наценку и тут же все продали. Оборачиваемость по мобильным телефонам дней 30-40 дней, а здесь — не больше недели».