Датчик распредвала — что делает и как понять, что он неисправен
Датчик положения распредвала — одна из деталей, о которых не задумываются, пока не сломается. Но даже в этом случае определить, что проблема в нем, непросто. Симптомы слишком общие и не всегда очевидны для водителя
Разбираемся, для чего в машине этот датчик и как диагностировать его поломку
Эксперты в этом материале:
- Илья Иванский, руководитель сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Auto;
- Михаил Логинов, автоэксперт, руководитель и тренер детской команды по картингу
Что такое датчик распредвала
Датчик распределительного вала (ДПРВ) — специальное устройство, которое отслеживает положение и скорость вращения вала и синхронизирует работу основных компонентов двигателя внутреннего сгорания. Благодаря ему электронный блок управления (ЭБУ) получает информацию о том, когда поршень первого цилиндра находится в верхней или, как ее еще называют, «мертвой точке». Для чего это нужно?
В конструкции автомобиля распредвал тесно взаимодействует с коленчатым валом, у которого тоже есть свой датчик — сокращенно ДПКВ. Работа двух устройств с одной стороны схожа, но есть важные отличия. Первый определяет, в каком из цилиндров должен происходить впрыск, второй синхронизирует подачу и искру. Таким образом, оба создают полную картину для ЭБУ. А именно, когда условия для подачи, сжатия, сгорания и выпуска горючего наиболее подходящие. Все это влияет не только на производительность и мощность, но и приводит к более экономному расходу топлива и снижению вредных выбросов.
Датчик всегда устанавливается так, чтобы он мог контролировать распредвал. Самое лучшее место для этого — вблизи мотора: в головке блока цилиндров, за ней или, реже, в специальном отсеке под капотом. Чтобы точно определить местоположение ДПРВ, лучше обратиться к руководству по эксплуатации.
Михаил Логинов, автоэксперт, руководитель и тренер детской команды по картингу: «Изначально моторы работали без датчика распредвала только на данных от ДПКВ. Но в этом случае расход топлива был значительно выше из-за попарно-параллельного впрыска, когда топливо проходит через две одновременно открытые форсунки. Датчик положения распредвала изменил этот алгоритм».
Виды датчиков распределительного вала
Внешне ДПРВ — небольшое устройство в пластиковом корпусе, к которому подходят два или три провода. Магнитный и на эффекте Холла относятся к типу линейных, оптический — цифровой. В самом общем виде его работа выглядит так: на распредвалу есть специальный штифт (зубчатое колесо, звезда) и в момент, когда поршень первого цилиндра находится в верхней точке, его зубец проходит возле чувствительного элемента датчика, который генерирует сигнал для ЭБУ.