Датчик положения распредвала — одна из деталей, о которых не задумываются

РБКАвто

Датчик распредвала — что делает и как понять, что он неисправен

Датчик положения распредвала — одна из деталей, о которых не задумываются, пока не сломается. Но даже в этом случае определить, что проблема в нем, непросто. Симптомы слишком общие и не всегда очевидны для водителя

Алиса Маслова

756679740159915.jpg
Фото: АО «COATЭ»

Разбираемся, для чего в машине этот датчик и как диагностировать его поломку

Эксперты в этом материале:

  • Илья Иванский, руководитель сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Auto;
  • Михаил Логинов, автоэксперт, руководитель и тренер детской команды по картингу

Что такое датчик распредвала

Датчик распределительного вала (ДПРВ) — специальное устройство, которое отслеживает положение и скорость вращения вала и синхронизирует работу основных компонентов двигателя внутреннего сгорания. Благодаря ему электронный блок управления (ЭБУ) получает информацию о том, когда поршень первого цилиндра находится в верхней или, как ее еще называют, «мертвой точке». Для чего это нужно?

В конструкции автомобиля распредвал тесно взаимодействует с коленчатым валом, у которого тоже есть свой датчик — сокращенно ДПКВ. Работа двух устройств с одной стороны схожа, но есть важные отличия. Первый определяет, в каком из цилиндров должен происходить впрыск, второй синхронизирует подачу и искру. Таким образом, оба создают полную картину для ЭБУ. А именно, когда условия для подачи, сжатия, сгорания и выпуска горючего наиболее подходящие. Все это влияет не только на производительность и мощность, но и приводит к более экономному расходу топлива и снижению вредных выбросов.

756679741892051.jpg
Датчик распредвала помогает точнее управлять впрыском топлива. Лада.Онлайн

Датчик всегда устанавливается так, чтобы он мог контролировать распредвал. Самое лучшее место для этого — вблизи мотора: в головке блока цилиндров, за ней или, реже, в специальном отсеке под капотом. Чтобы точно определить местоположение ДПРВ, лучше обратиться к руководству по эксплуатации.

Михаил Логинов, автоэксперт, руководитель и тренер детской команды по картингу: «Изначально моторы работали без датчика распредвала только на данных от ДПКВ. Но в этом случае расход топлива был значительно выше из-за попарно-параллельного впрыска, когда топливо проходит через две одновременно открытые форсунки. Датчик положения распредвала изменил этот алгоритм».

Виды датчиков распределительного вала

Внешне ДПРВ — небольшое устройство в пластиковом корпусе, к которому подходят два или три провода. Магнитный и на эффекте Холла относятся к типу линейных, оптический — цифровой. В самом общем виде его работа выглядит так: на распредвалу есть специальный штифт (зубчатое колесо, звезда) и в момент, когда поршень первого цилиндра находится в верхней точке, его зубец проходит возле чувствительного элемента датчика, который генерирует сигнал для ЭБУ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении