Как 27-летний украинец придумал очки из кофейной гущи и попал в Forbes
Бизнес по продаже очков достался Максиму Гавриленко по наследству. Он подошел к делу творчески: вместо того, чтобы продавать классические оправы, начал производить собственные — из кофейной гущи. Эко-экзотика помогла собрать $13 000 на краудфандинге и привлечь внимание СМИ со всего мира
Ежегодно на Земле производится больше 2 млрд т мусора, 40% из которых, по данным Всемирного Банка, не перерабатывается или нетехнологично сжигается. Под воздействием этой печальной статистики появляется все больше адептов ответственного потребления — люди отказываются от одноразовых товаров, выбирают биоразлагаемые материалы, сортируют мусор. Основатель украинского проекта Ochis Coffee Максим Гавриленко решил использовать моду на экологичность в бизнес-целях: заменил классические пластиковые оправы очков на аналог продукта из кофейной гущи.
«Я понял, что пластиковой коллекцией уже никого не удивишь, и стал искать какой-то более хайповый материал, — не скрывает своих мотивов предприниматель. — Кофе — один из самых популярных напитков во всем мире, а оправы из него разлагаются в сто раз быстрее пластиковых». Первые модели Гавриленко мастерил вручную из жмыха, который взял в соседней кофейне. Чтобы масштабировать производство, запустил краудфандинговую кампанию на Kickstarter, которая принесла ему $13 000 от частных инвесторов. Первая партия «кофейных» очков обеспечила предпринимателю $3200 выручки и интерес зарубежных магазинов.
Очечная родословная
Максим Гавриленко родился в городе со звучным названием Изюм Харьковской области и «впитал оптическую атмосферу с пеленок». Изюм еще с царских времен слыл столицей российской оптики: в 1916 году по распоряжению Николая II там началось строительство первого в стране завода оптического стекла. В советское время предприятие продолжило работу — и именно там в 1980-х познакомились родители Максима. Отец был инженером по оборудованию для производства очков, мать отвечала за контроль качества линз.
Завод процветал — например, рубиновое стекло для звезд столичного Кремля произвели именно в Изюме. Но после распада СССР, как и многие государственные предприятия, переживал не лучшие времена. «Завод активно распродавал оборудование и продукцию и ликвидировал рабочие цеха», — пересказывает воспоминания родителей Гавриленко. Семья решилась на смелый шаг: на накопленные деньги выкупила у завода небольшую партию из двух-трех сотен очков и переехала в Киев. На Сенном рынке — большой киевской барахолке — родители Гавриленко открыли крошечную оптику, где стали продавать очки, чинить оправы, вставлять линзы и менять дужки. Когда заводские остатки закончились, предприниматели нашли в Киеве поставщика европейских очков и стали продавать редкие винтажные модели.
10-летний Максим помогал родителям в бизнесе и даже затевал собственные предпринимательские инициативы: например, брал «отдельную» партию очков, садился на ступеньки у входа на рынок и «продавал, как умел». После школы он поступил на факультет гостинично-ресторанного дела Киевского национального университета культуры и искусств. Правда, окончить учебу не удалось. Когда он был на втором курсе, его мать ушла в декрет, и Гавриленко все чаще стал оставаться после занятий в оптике, чтобы помогать отцу. Со временем он понял, что дело нравится ему гораздо больше учебы: «Я приходил и сдавал сессию, особо не готовясь. А вот в оптике мне было не до скуки: хотелось придумать, как сделать так, чтобы бизнес пошел в гору».
На втором курсе Гавриленко бросил вуз и полностью переключился на развитие семейного дела — родители были не против такого решения. В первый же рабочий день отец дал ему маленький чемоданчик с инструментами и поручил взять на себя ремонтное направление. «Когда кто-то просил починить очки, я дрожащими руками вкручивал винтики. Каждый раз мне было стыдно за то, что я так волнуюсь — все же умею», — вспоминает он.
Уже спустя несколько месяцев Гавриленко влился в работу и даже придумал, как получать больше заявок на ремонт. По его словам, в 2012 году ни одна украинская оптическая мастерская не работала в интернете, и он решил занять свободную нишу. Купил домен remontochkov.com и стал принимать товары для починки не только на месте, но и дистанционно — по почте со всей страны. Чтобы было, где развернуться с ремонтом, арендовал соседнее с родительским киоском помещение в доме быта. На старт ушло около $4000, накопленных за время работы с отцом. В проект он позвал своего друга Евгения (его фамилию Гавриленко не называет) и подключил отца, который параллельно продавал очки в своей мини-оптике.
В условиях отсутствия конкуренции его мастерская пользовалась «бешеной популярностью»: сайт быстро попал в топ поисковой выдачи Google по запросам «ремонт очков», «сломались очки» и пр. На старте предприниматель с другом и отцом обслуживали по 5-10 клиентов в день, а через два года ежедневно выполняли уже по 50-60 заказов, поступающих со всей Украины. Каждый приносил по 50-150 гривен (около 150-500 рублей) прибыли. «Оптика отца таких цифр никогда не показывала», — говорит Гавриленко.
Помимо отца и друга Евгения, который стал главным мастером, Гавриленко нанял администратора и курьера для доставки заказов по Киеву. «Я даже стал откладывать деньги, купил себе иномарку и хороший мотоцикл», — гордится предприниматель.
Успех Гавриленко связывает не только с выходом в онлайн: другие мастерские, по его словам, часто отказывались от сложных заказов. «Мы же старались починить все, что возможно, даже изготавливали собственные инструменты и приборы, придумывали новые методы ремонта», — уверяет он.
Феникс из пепла
Когда дело встало на поток, Гавриленко задумался о запуске собственной коллекции очков. «По названию производителя я мог определить, какие материалы и формы он использует, какие линзы и флексы (