История с «Троицей»: почему объекты культуры передают религиозным организациям
Самая знаменитая икона Андрея Рублева «Троица» после почти 100 лет экспонирования в Третьяковской галерее в настоящий момент выставлена в московском храме Христа Спасителя. Ее дальнейшая судьба не ясна до сих пор, и многие специалисты опасаются за ее сохранность. Forbes Life выясняет, можно ли считать передачу музейных ценностей в пользование конфессиям началом нового культурно-религиозного передела.
История с «Троицей»
В коллекции Третьяковской галереи «Троица» Андрея Рублева, написанная в начале XV века, находилась с 1929 года. В середине мая этого года на сайте РПЦ появилось сообщение о том, что президент Владимир Путин принял решение о ее возвращении церкви «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». Планы о передаче подтвердили и в Министерстве культуры, заявив, что после экспонирования в храме Христа Спасителя 4 июня иконе сначала предстоит плановая реставрация, а затем она будет перемещена в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Икона действительно была создана Рублевым для Троицкого собора. Там она находилась несколько веков, вплоть до революции 1917 года. Сторонники передачи «Троицы» РПЦ в частности аргументируют позицию тем, что образ вернется в родные стены и будет находиться в исторической обстановке. Но эту точку зрения разделяют не все. «Да, там находится иконостас, созданный Рублевской артелью около 1425 года, но в местном ряду находятся иконы позднего времени, там уже нет ни одной иконы времен Рублева, росписи самого собора тоже поздние», — комментирует Forbes Life Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея.
Летом 2022 года «Троицу» уже вывозили в Троице-Сергиеву лавру на время празднования 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. После возвращения иконы в музей реставрационный совет Третьяковской галереи обнаружил на ней 61 изменение, вызванное транспортировкой хрупкого объекта. В 2023 году совет, накануне вывоза иконы в храм Христа Спасителя, заявлял о ее «нестабильном» состоянии, усугубление которого может привести к утрате памятника. Угрожает ему и тот факт, что в Троице-Сергиевой лавре будет практически невозможно обеспечить подходящие условия хранения, а регулярный доступ реставраторов будет затруднен.
Похвастаться тесным контактом с реставраторами нынешнее руководство Троице-Сергиевой лавры не может: «Верхние ряды рублевского иконостаса в Троицком соборе находятся в чрезвычайно плохом состоянии, которое на наших глазах ухудшается все последние десятилетия. Музейных реставраторов туда не допускают, иконы не подвергаются всестороннему изучению, в результате мы теряем драгоценную авторскую живопись», — говорит Ирина Шалина. По мнению эксперта, этого можно было бы избежать, заменив подлинные иконы современными копиями, а рублевские иконы передав в музей для хранения и реставрации: «Но для подобных поступков нужен профессиональный подход образованных людей. К сожалению, амбиции и элементарное желание владеть губят уникальные памятники мировой культуры».
С критичными прогнозами о том, что ждет икону при планируемых перемещениях, выступила искусствовед Софья Багдасарова: «После того как «Троица» перестанет жить в музее и поддерживаться силами музейных специалистов, она умрет в физическом смысле этого слова. Краска отвалится, деревянный щит, сбитый из нескольких дощечек, пойдет ходуном». Так же категорично высказалась и Елизавета Лихачева, директор ГМИИ им. Пушкина: «Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой».
По мнению экспертов, для сохранности «Троицы» необходим полный покой, влажность на уровне 65—70% и температура +16-18 градусов по Цельсию. В Третьяковской галерее для поддержания этих условий в свое время был создан специальный климатический киот, который встроен в стену. Отчитываясь о транспортировке иконы в храм Христа Спасителя, представители Минкульта в официальном сообщении приводят слова начальника управления автоматики и телемеханики храма Сергея Виноградова: «В специальной капсуле со стеклом, куда перемещена икона, будет поддерживаться установленная влажность на уровне 55%. Кроме того, у нас в готовности находятся дублированные системы вентиляции и кондиционирования, работающие на центральный храм, а также холодильные машины, которые будут запускаться по мере необходимости».
Но даже вне зависимости от того, соблюдались ли необходимые условия сейчас и смогут ли их обеспечить в дальнейшем, между музейным пространством и церковью есть принципиальная разница, на чем и настаивают музейные специалисты: «Музей бережно хранит и изучает древности, живопись находится под постоянным наблюдением реставраторов, укрепляющих ее при любом мельчайшем изменении, хранитель буквально сдувает с них пыль и думает о том, как продлить их жизнь, — говорит Ирина Шалина. — В церкви икона служит литургическим предметом, который вовлекается в богослужение: на него кадят, его обрызгивают водой, выносят на крестные ходы, целуют, передвигают, поновляют».
Накануне транспортировки иконы в храм Христа Спасителя в социальных сетях Третьяковской галереи появилось сообщение, что увидеть ее там можно будет до 18 июня, а уже на следующий день икона, согласно договору, «должна быть доставлена в депозитарий отдела научной реставрации древнерусской живописи ГТГ». Чуть позже глава Минкульта Ольга Любимова заявила, что, по ее сведениям, дальнейшая реставрация иконы может занять до одного года. Это расходится со словами патриарха Кирилла о том, что «Троица» будет находиться в храме Христа Спасителя в течение года, а затем вернется в Троице-Сергиеву лавру.
Как подчеркивает Ирина Шалина, в собственности церкви «Троица» Рублева находилась на протяжении веков. «Каждые 100 лет ее переписывали, на нее накладывали новую олифу, которая постепенно темнела. В результате оригинальная живопись сохранялась за этими многочисленными слоями одежды. После раскрытия все поновления и записи были сняты и фрагментарно сохранившаяся живопись теперь чрезвычайно уязвима, поэтому реставраторы и хранители так много говорят о значении соблюдения температурно-влажностного режима», — объясняет Ирина Шалина.
Чтобы избежать вреда, наносимого оригиналу, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, предлагал использовать список «Троицы» (копию), выполненный реставратором Василием Кириковым. Однако такого запроса от РПЦ в музей не поступило. О том, чем важен именно оригинал «Троицы» для РПЦ в настоящий момент, Forbes Life спросил Владимира Легойду, председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата. Пресс-служба РПЦ на момент публикации текста на запрос не ответила.