Каникулы без родителей
Психологи уверяют, что школьникам очень полезно хотя бы часть каникул проводить без мам и пап. Но как подготовить ребенка к поездке и пережить ее самим?
Накануне отъезда: позитивный настрой
«Милая моя, родная, как же ты там без меня? Если будут обижать, если будешь скучать, сразу звони!» – на вокзале плачущая мама прижимает Настю к груди. Мамины слезы, страхи перед лагерем передаются ребенку. А если ему хочется поехать, он может еще и чувствовать себя предателем: мне хорошо, а маме плохо. Оптимальный вариант – твой позитивный настрой («Мне будет тебя не хватать, но я очень рада, что ты здорово отдохнешь») и обсуждение возможных проблем в конструктивном ключе.
Стоит рассказать, какое поведение может вызывать конфликты: заносчивость, обидчивость и т. д. Но при этом объясни, что никто не имеет права никого бить, обзывать, портить и брать без спроса чужие вещи. Подобные инциденты требуют вмешательства взрослых. Это не ябедничество, а защита.
С поездкой к бабушке гораздо проще – это родной человек. Проблемы могут возникнуть, если взгляды на воспитание различаются. Но спорные вопросы желательно решать тет-а-тет, не вмешивая ребенка.
8–9 лет – оптимальный возраст для первой поездки в лагерь. Но есть дети, которые и в 6–7 лет легко переживают разлуку с родителями.
Будем на связи: не чаще, чем нужно
Каждый вечер, ровно в восемь, Виталик созванивается с мамой – они так договорились дома. Он обстоятельно рассказывает, как прошел день в лагере. Делится проблемами – и сразу получает советы. Мама хочет как лучше, чтобы сын не скучал по дому. Вот только мальчик почему-то никак не освоится в коллективе и грустит.
Мобильные телефоны дают детям возможность всегда быть на связи. Но у этой медали две стороны. Если родители слишком активны, ребенок хуже адаптируется к новым условиям. Ценный опыт принятия самостоятельных решений тоже отсутствует, ведь каждое обговаривается с мамой. Маме, надо сказать, тоже не легче. Чадо жалуется, что кто-то его обидел или подшутил над ним, – и она сама не своя весь день. А конфликт, возможно, через полчаса исчерпан и забыт. Чтобы ребенок не «завис» между домом и лагерем, ему стоит дать больше свободы. Обговорить случаи, при которых стоит звонить обязательно (заболел, пропала вещь, возник серьезный конфликт). А в остальных – достаточно коротких бесед раз в несколько дней и сообщений.
Бывает и наоборот – когда со связью проблемы (например, в туристическом лагере). Предложи ребенку такой способ решения сложных вопросов: мысленно поговорить с кем-то из близких и представить, какой совет они бы дали.
Ситуация с отдыхом у бабушки с этой точки зрения, опять же, куда проще. Ты точно знаешь, что ребенок сыт, здоров и в чистой футболке. Но это еще не показатели хорошего отдыха. Поэтому объясни бабушке заранее, что вариант «Не будем расстраивать маму и не расскажем ей про это» не кажется тебе правильным.
Кто-то мечтает о лагере, но его ждет разочарование, кто-то не хочет ехать к бабушке, а в итоге находит там множество друзей и занятий
Решаем проблемы по мере поступления
Через три дня после отъезда к бабушке Света звонит маме в слезах: все надоело, скучно, очень хочется домой. Весь вечер мама ходила сама не своя. Уже собралась брать отгул и ехать за дочкой, как та позвонила сама и взахлеб стала рассказывать, как ходила с ребятами на речку и помогала бабушке печь пирожки. На вопрос, что же было утром, смутилась: ну так, немного понервничала.
Две главные проблемы отдельного от родителей отдыха – это конфликт с новым окружением и тоска по дому. Часто они тесно связаны друг с другом. Не понравилось что-то на новом месте – сразу хочется домой, убежать от всего этого. Скучаешь по дому – нет желания ни дружить, ни общаться, ни искать новые впечатления. В среднем на адаптацию уходит до пяти дней.
Если ребенок отличается вспыльчивым характером и импульсивным поведением, скорее всего, будут и периоды обид, и звонки со слезами «забери меня», чередуясь с восторженными фразами «здесь так классно!» А вот если обычно веселый, общительный ребенок отвечает на вопросы об отдыхе односложно и нехотя – стоит насторожиться и поговорить с бабушкой (вожатым).
Не задавай вопросы, на которые можно дать типовые однозначные ответы: «Не скучаешь?, «Не обижают?», «Все хорошо?» Лучше спроси, как ребенок проводил время, чем занимался, с кем и о чем говорил.
Хочу домой!
Ребенок звонит, рыдает и говорит тебе, что не останется в лагере ни дня. Как быть?
- Не ругай и не рассказывай, как много денег ты потратила на путевку – это только усугубит ситуацию. Решив, что его не понимают, он замкнется и даже может сказать, что все хорошо. Но о том, что творится на самом деле, ты не узнаешь.
- Успокой его и убеди, что, если все так плохо, ты приедешь и заберешь его, но передумать будет уже нельзя.
- Выясни причину. Почти наверняка это будет не тоска по дому и родителям, а обиды или конфликты с другими детьми. Если ситуация несерьезная и у ребенка просто взяли верх эмоции, подожди пару дней.
- Сообщи воспитателю. Например: «Моего ребенка травят в отряде». Возможно, педагог не в курсе. Но бывает, что ему удобно не замечать происходящее: «Ой, я не думала, что все так серьезно!» Но после того, как ты сообщишь о проблеме прямо, этот аргумент использовать не получится.
- Не говори общих фраз вроде «Не обращай внимания», «Дай им отпор». Если бы он мог, то сделал бы это. Расспрашивай ребенка, помоги ему найти единомышленников в своем отряде или попроситься в другой.
- Будь готова забрать ребенка, если все перечисленное не помогло. Неудачный опыт поездки в лагерь может обернуться настоящей психологической травмой.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl