История провала: как российский стартап умных камер SmaSS умер, несмотря на инвестиции и связи
В 2017 году Антон Крамаров ушел из топ-менеджмента Х5 Retail Group, чтобы разрабатывать умные камеры для магазинов. Технология заинтересовала крупнейшие российские и зарубежные компании — в итоге предприниматель заключил контракт с японской корпорацией Toshiba на серийное производство камер. После череды неудач и конфликтов с инвесторами Крамаров собрался продавать свой стартап Toshiba, но началась «спецоперация» на Украине и японцы отказались от сделки. Своей историей взлетов и падений Крамаров поделился с Inc.
Из топ-менеджера в стартаперы
Антон Крамаров пять лет проработал топ-менеджером в Х5 Retail Group, последние два года — на позиции директора по развитию. За это время он успел открыть 1 тыс. новых магазинов «Пятерочка».
Во время работы Крамаров заметил одну проблему. «Компания росла быстро, и я могу точно сказать: ни один человек в ней до конца не понимал, что происходит в конкретной точке, — как она устроена и что нужно сделать, чтобы оптимизировать выкладку товаров», — объясняет он.
В 2015 году Крамаров ушел из X5 Retail Group и решил запустить технологический стартап. Сначала это должен был быть сервис по поиску специалистов. Предприниматель вложил в его разработку 3 млн руб., но, по словам Крамарова, команда на аутсорсе сделала не то, что он хотел.
После этого он вернулся к проблеме ретейлера. Предприниматель нашел технического специалиста и поделился с ним своей идеей — использовать технологию компьютерного зрения для анализа поведения покупателей. Тот посмеялся и ответил, что «это нереально сложно, но можно попробовать».
Как объясняет Крамаров, обычно камеры в магазинах отправляют записи в облако или хранят данные на локальном сервере и только после этого их можно анализировать. Под установку локального сервера требуется свободное место (в магазинах его немного), а для отправки данных на облако необходим широкий коммуникационный канал, который есть не во всех точках города. Прокладка и обслуживание такого канала, по словам Крамарова, слишком дорого стоит. Вдобавок это может быть проблематично для магазинов в деревнях и старых зданиях.
Система, которую планировал продвигать Крамаров, была устроена иначе: «Технология работает как фотокамера в мобильном телефоне — так же снимает картинку и так же все считывает здесь и сейчас: никуда ничего отправлять не надо», — описывает он. По его словам, если в магазине точечно поставить нужное количество камер, то в самом здании ничего не надо перестраивать — просто подключить камеры к розетке.
Концепция показалась Крамарову прорывной и многообещающей. Она, по его мнению, была бы выгодна корпорациям, так как кратно увеличила бы их доходы в точках продаж.
Ни Галицкому, ни Грефу
Стартап назвали SmaSS. Осенью 2017 года Крамаров собрал команду из 10 человек и начал реализовывать идею. В запуск проекта он вложил около $1 млн из собственных сбережений. Часть этих денег предприниматель накопил во время работы в X5, остальное — заработал на консультировании владельцев ТЦ по вопросам ребрендинга, на комиссиях с арендных сделок и на сдаче в аренду собственных помещений (Крамаров рассказал, что с 2013 по 2016 год получил в аренду заброшенные земельные участки и построил на них торговые объекты, каждый из которых приносил ему около 1 млн руб. в год).
Примерно две трети вложенных денег ушли на зарплаты разработчикам, остальное — на создание первых образцов видеокамер, компьютеры для работы, мебель, ремонт офиса. Довести продукт до финала не получилось из-за ограниченных ресурсов: «Производственный бизнес сложный. Нужно договориться о цене с производителем, поддерживать уровень качества на этапах разработки и производства, постоянно заниматься мониторингом и аналитикой работы», — объясняет Крамаров. По итогу MVP камеры представляли из себя напечатанные на 3D-принтере макеты, внутри которых были рабочие платы и ПО SmaSS.
С самого начала Крамаров ориентировался на российский рынок. Уверенность вселяли наработанные за пять лет в X5 Retail Group полезные связи. «Ни для кого не секрет, что бизнес в России строится на кумовстве. Все получится, если знать нужных людей», — считает Крамаров.
Предприниматель решил пойти через корпорации, предлагая им бесплатно воспользоваться его решением. Он рассчитывал, что сотрудничество с крупными компаниями сделает его стартап более привлекательным для инвесторов.
Первым делом Крамаров показал проект своему другу — коммерческому директору «Яндекса» Дмитрию Качмару. Тот сказал: «Китайцы уже давно всё сделали», — и предложил Крамарову вернуться к прежней работе.
Предприниматель пошел дальше и обратился к основателю «Магнита» Сергею Галицкому, написав ему на почту. Тот сразу ответил. Галицкого разработка заинтересовала, и он перевел Крамарова на своего директора по безопасности, чтобы закрепить партнерство.
«Это был самый ужасный колл в моей жизни», — делится своим впечатлением Крамаров. Четырехчасовой разговор ни к чему не привел: «Все сводилось к тому, что у их отдела есть определенный бюджет, свои разработки и KPI, а я не нужен, потому что нарушу эту идиллию». Все бы ничего, если бы Крамаров не забыл отключиться от конференции, закрывая крышку ноутбука: «На эмоциях я сказал, что в „Магните“ работают одни козлы, и все участники конференции, включая Галицкого, это слышали».
Следующим потенциальным клиентом на пути был «Сбер». Крамаров написал на почту Герману Грефу письмо-презентацию с громким заголовком: «Тот случай, когда будущий Google стоит на пороге». Хотя они не были лично знакомы, ответ пришел через 10 минут. Греф поблагодарил Крамарова за предложение и обещал, что с ним скоро свяжутся.
Через два дня предприниматель встретился с руководством «Сбера» и презентовал свою технологию. «Им все очень понравилось, и следующие две недели мы общались продуктивно», — говорит Крамаров. Но в итоге ему отказали, так как «Сбер» «не может расфокусировать команду». «Другими словами, у компании уже есть свои наработки и люди, которые ими занимаются, и я им не нужен, потому что они уже делают все сами», — уточняет предприниматель.
Близился конец года, но результатов все еще не было. К этому моменту в SmaSS работало уже 50 человек, у компании было два офиса — в Самаре и Москве. Сбережения Крамарова заканчивались — предпринимателю даже пришлось продать один из трех собственных торговых центров, чтобы поддерживать проект.