История одной вещи: как растворимый кофе стал главным изобретением мировых войн и решил экономический кризис
24 июля 1938 года швейцарская компания Nestlé запустила массовое производство растворимого кофе Nescafé — напитка, баночки с которым красуются сегодня на полках почти каждой семьи. По случаю дня рождения продукта, позволившего сэкономить на кофемашинах, рассказываем, как он появился и при чем здесь Джордж Вашингтон.
После того как кофе прочно вошел в обиход человека, появление его растворимой альтернативы стало лишь вопросом времени. Процесс варки занимал слишком много времени, а поскольку до моды на «магию утра» и концепцию slow life оставалось еще несколько веков, любителей бодрящего напитка волновало, как ускорить процесс приготовления.
Впервые о разрешении такой сложной дилеммы заговорили в 1771 году — именно тогда Джон Дринг получил патент на «кофейную смесь», которую нужно было разбавлять горячей водой. Однако изобретение находчивого англичанина славы не снискало: продукт быстро портился и оказался непригоден для розничной продажи. Коммерчески успешный растворимый кофе с достаточным сроком хранения научились производить только к началу XX века.
Впрочем, это не мешало изобретателям предпринимать и другие попытки. В середине XIX века в Шотландии разработали первую концентрированную кофейную эссенцию. Ароматную жидкость, похожую на патоку, готовили путем быстрого выпаривания, а затем смешивали с экстрактом цикория и сахарным сиропом. Похожая эссенция получила широкое распространение во времена Гражданской войны в США: из-за неподъемного налога на чай (три пенса за фунт), спровоцировавшего «Бостонское чаепитие» и впоследствии Войну за независимость, кофе быстро занял место традиционного британского напитка, а с 1830-х годов даже был включен в стандартный армейский паек. Солдаты пили его в дозоре,