«Отсюда выхода нет»: кто делает из наркоблогеров рок-звезд и почему людям интересно смотреть, как другие умирают?
C 2024 года рэперов, которые читают о наркотиках, могут начать преследовать по закону. В это время в Telegram тысячи подписчиков набирают «наркоблоги» — каналы, авторы которых показывают, как употребляют запрещенные вещества. Блогеры зарабатывают на красивую жизнь на рекламе маркетплейсов наркотиков. Почему зрителям это интересно, что мешает наркоблогерам выйти живыми и насколько их контент опасен с точки зрения закона и пропаганды — разбиралась Анастасия Саратова.
Предупреждение
Все наркоманы когда-то прекращают употреблять. Но лишь некоторым удается это сделать при жизни. Употребление любых наркотиков наносит непоправимый вред здоровью, приводит к социальной инвалидности и смерти. По закону РФ наказуемы любые операции с запрещенными веществами. Редакция Psychologies.ru категорически против употребления, распространения и пропаганды наркотических веществ.
Новый панк: как наркоблогеры завоевывают аудиторию
«Майбах», элитное жилье, развязное поведение и любовь фанатов. Длинные белые волосы и ногти в стразах. Эта девушка стала популярной благодаря блогу в Telegram, в котором показывает, как употребляет наркотики, лечится в психиатрических больницах и прыгает из окна.
Юля Финесс (Максимовская) сейчас проходит реабилитацию в центре борьбы с наркозависимостью. Она продолжает вести телеграм-канал на 150 тысяч подписчиков. Раньше она показывала, как покупает и употребляет наркотики, ссорится с семьей и незнакомцами и говорит о суициде. Сейчас рассказывает о судах и выздоровлении. В постах все еще регулярно появляется реклама наркошопов и валютных обменников, которые используются для покупки веществ, объявления о вакансии «кладмена» — распространителя наркотиков.
Наркоблог Юли не единственный. Раньше в соцсетях были страницы о наркотиках, но обезличенные. Около пяти лет назад наркоблогеры вышли из тени и стали популярными. YouTube и «ВКонтакте», где раньше обитали наркоинфлюенсеры, требовательны к безопасности контента, а личную информацию об авторах легко может получить полиция. В Telegram обеих проблем можно избежать, поэтому он стал точкой притяжения создателей блогов о зависимости.
Блогерка Алиса из Петербурга известна под псевдонимом Ешка («ешки» — сленговое название экстази). Она новатор среди наркоблогеров, так как начала показывать на канале жизнь своих друзей. Они живут, употребляют и развлекают аудиторию вместе. Хорошо одетые молодые люди веселятся и зарабатывают на этом — так выглядит этот гламурный притон, который Алиса называет «хайпхаусом». Совместный контент интереснее публике, поэтому позволяет стать всем участникам популярнее, а следовательно, продавать рекламу дороже.
Сама Алиса старается побороть зависимость и недавно праздновала два месяца трезвости
«Хайпхаус нужен, чтобы собрать моих питомцев в одном месте. Своих садистских наклонностей я никогда не отрицала. У всех в нашей компании проблемы в семье, некоторым из них я заменила мать. Пусть лучше со мной тусуются, а то пойдут на притоны подыхать», — из интервью Алисы Ешки.
В группе «ВКонтакте» поклонники Юли Финнес хвалят ее за выдержку и смелость. Кто-то признается ей в любви, называет «старшей сестрой».
Ее образ привлекателен тем, что некоторым близок если не историей болезни, то провинциальным происхождением, ментальными проблемами, конфликтами в семье. В 17 лет переехала в Москву, стала известной и богатой. Употреблять она начала двумя годами ранее, по наставлению старшего знакомого. Регулярно сталкивается с осуждением и травлей. В комментариях пишут, что она заслужила проблемы со здоровьем и с законом. В интервью Клинике Василия Шурова она признается, что большая популярность и большие деньги оставили след на ее ментальном здоровье, эмоциональная нагрузка была для нее слишком велика.
«Я девочка, мне 18 лет. Я не могу это выдержать», — говорит она о том, почему продолжает употреблять.
Морские жители и грязные деньги: кому выгодны наркоблогеры?
«Когда появилась Юля (Финнес — прим. ред.), это превратилось в шоу. Я завела каналы двоим друзьям. А потом пришли большие дяди и сделали каналы всей компашке. У всех наркоблогеров есть продюсеры», — из интервью Алисы Ешки.
Пропаганда употребления и без блогеров проводится весьма успешно, но недолго. Сколько граффити со знаком «@» вы видели сегодня, пройдясь по улицам города? В поисковой строке Telegram эти «произведения» становятся ключами в «темный интернет», где за определенную сумму можно «отправиться в путешествие по неизведанным мирам». В 2022 году такую рекламу можно было встретить даже в метро.
Неприкрыто и активно наркошопы вышли на улицы в прошлом году. Раньше пиар-кампании им были не нужны. Монополистом на российском рынке запрещенных веществ была «Гидра». Маркетплейс зарабатывал около 65 млрд руб. в год. Покупатель мог выбрать район, в котором заберет закладку, и даже получить консультацию местных наркологов в случае передозировки.
«Гидра» появилась в 2015 году и объединила две другие крупные торговые площадки и криптовалютный рынок. В 2017 году она распространила зону торговли на страны СНГ и стала крупнейшим в мире онлайн-магазином наркотических веществ.
В 2019 году за день можно было зафиксировать более 13 тыс. закладок в России и странах СНГ на общую сумму 227 млн руб. По оценкам немецкой полиции, в 2020 году на «Гидре» продали наркотиков на сумму 1,23 млрд евро (по курсу на тот момент около 90 млрд руб.). Аналитики Flashpoint подсчитали, что общая ежегодная сумма транзакций на площадке в 2020 году достигала 1,37 млрд долларов (около 96 млрд руб.). В том же году на долю «Гидры» пришлось 18,4% от мирового оборота незаконной криптовалюты (более 54 млрд руб.).
5 апреля 2022 года «Гидра» перестала открываться у пользователей. Немецкая полиция взяла ответственность за блокировку. Они установили расположение сети серверов маркетплейса в Германии и отключили их. Закрытие «Гидры» могло быть неофициальной частью санкционного пакета стран Запада по отношению к России в ответ на начало специальной военной операции в Украине. Слова «Гидра» и «санкции» упоминаются вместе в одном из пресс-релизов Министерства Финансов США. По версии одного из телеграм-каналов, посвященных культуре употребления наркотиков, часть доходов маркетплейсов де-факто легализовалась и входила в реальную экономику.
Команда «Гидры» основала новый проект. Вместе с ним в освободившейся нише появилось еще несколько наркошопов, которые начали бороться за место под солнцем. Рекламные бюджеты стали стремительно расти, потому что каждый стремится переманить как можно больше аудитории «Гидры» к себе.
Пиар-кампании новых маркетплейсов наиболее громко прошли зимой 2022 года. По центру Москвы в течение дня даже ездил автобус, на котором была размещена реклама площадки.
В одном из рекламных кубов «Москва-Сити» показывался ролик этого же маркетплейса. В московском метро несколько дней висели постеры со слоганом: «Переходи на осознанное потребление с ***» (мы не указываем название площадки намеренно. — Прим. ред.). Таргетированная реклама прошла в YouTube и «ВКонтакте», но была удалена модераторами в течение суток.
Инфлюенс-маркетинг — тренд последних лет в продвижении многих продуктов
Известный сервис по продаже авиабилетов закупает интеграции в подкастах и YouTube-шоу, бренд молодежной женской одежды нанимает блогеров с большой аудиторией в качестве моделей. Потребитель верит конкретному человеку больше, чем крупной компании.
Наркошопы используют эту возможность продвижения, поэтому начали работать с наркоблогерами. Авторы каналов зачастую не обладают стабильной психикой и не могут вести их с использованием современных SMM-инструментов. В этом им помогают продюсеры.
Блогеры размещают на канале рекламу маркетплейсов, сервисов по обмену валюты на биткоины и вакансий в сфере распространения веществ. Иногда ведением канала полностью занимаются администраторы. Они оформляют и выкладывают фото и видео, которые снимают накркоманы, поддерживают активность подписчиков и следят за интеграциями. Доходы блогеров также контролируются их менеджерами. Кому-то платят за определенный период, а кто-то получает деньги на конкретные нужды, а суммы на день или неделю ограничены.
Зачастую продюсеры покрывают расходы блогеров на жилье, быт и наркотики
«В мой канал вложили в районе 500 тыс. руб., чтобы заново собрать аудиторию. В месяц раньше я зарабатывала 200–300 тыс. руб. За употребление платят деньги — это как солевой тамагочи», — Алиса Ешка рассказывает о вкладе продюсеров в свой канал. Изначальную сумму, по ее словам, она должна вернуть: — Когда у меня было две-три тысячи подписчиков, я продавала рекламный пост за пару граммов мефедрона. Донатов (добровольные денежные переводы от фанатов.