История Дзиги Вертова и неслучившейся «кинокизации» всей страны

WeekendСобытия

«Киноглаз» против «кинокулака»

История Дзиги Вертова и неслучившейся «кинокизации» всей страны

«Человек с киноаппаратом». Дзига Вертов, 1928. Фото: ВУФКУ

На ММКФ покажут «Возвращение Вертова» — документальный детектив о том, как киновед и историк кино Николай Изволов нашел и восстановил два фильма великого режиссера-авангардиста Дзиги Вертова, считавшихся утраченными: монтажную «Годовщину революции» и монументальную «Историю Гражданской войны». И восстановил вертовский шедевр «Человек с киноаппаратом». Ксения Рождественская рассказывает, кем был для киноискусства Дзига Вертов и каким могло бы стать, но не стало кино после него.

Давид Абелович Кауфман родился в Белостоке в 1895 году (в 1896-м по новому стилю), сочинял стихи и фантастические романы, учился музыке и неврологии, взял себе псевдоним Дзига Вертов, снимал кино, провозглашал «использование киноаппарата как киноглаза», говорил о «киноправде» и «киновещи», спорил с Сергеем Эйзенштейном, открывал новые миры и закрывал старые, обижался на критику, придумывал технические фокусы, изобрел скрытую камеру, экспериментировал со звуком и с изображением, не вписывался в соцреализм, прожил 58 лет, был на какое-то время забыт. Был гением.

Не только потому, что именно его идеями вдохновлялось европейское «синема верите» («киноправда»), не только потому, что он вспарывал «живот кинематографии рифом революции», но в первую очередь потому, что его фильмы были призваны усовершенствовать сознание зрителя. Расширить зрение. Дать зрителю все преимущества «киноглаза».

Там, где другие кинематографисты (каким ядом веет от слова «кинематографист» в вертовских текстах!) хотели добиться эмоционального потрясения зрителя — такова, к примеру, была одна из целей Эйзенштейна,— Вертов хотел, «чтобы предметы на экране выглядели как «жизненные факты» и в то же время значили гораздо больше».

Вертов был поэтом, он был экспериментатором, он считал, что киноглаз более совершенен, «чем глаз человеческий, для исследования хаоса зрительных явлений, напоминающих пространство». Он был категорически против «литературных скелетов, обтянутых кинокожей» и утверждал, что советское кино должно быть неигровым, без актеров, без декораций, без сценария, не фиксировать события, а «расшифровывать» их.

Он предлагал свое «вижу!».

Но мало кто смотрел.

Собственно, Вертов не умел думать о том, что нужно публике, гораздо больше его интересовал способ съемки и то, что появляется на экране. Он говорил от имени киноглаза: «Я создаю человека более совершенного, чем созданный Адам... Я у одного беру руки самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги самые стройные и самые быстрые, у третьего голову самую красивую и самую выразительную и монтажом создаю нового, совершенного человека...»

Человек революционный

Эйзенштейн и Роом в «Октябре» пересоздали прошлое страны, превратили историю в миф — многотысячный штурм Зимнего или рабочий Никандров в образе Ленина стали для зрителя если не единственно возможной, то, безусловно, главной правдой о революции. Вертов, даже в своем монтажном дебюте «Годовщина революции», как и в следующем фильме — «История Гражданской войны», интересуется не столько мифом, не тем, что свершилось, а движением времени, «коммунистической расшифровкой мира». В «Годовщине революции» есть и Ленин (настоящий), и баррикады у Зимнего, но все это воспринимается не как законченные сюжеты, а как эпизоды вселенской истории, чей сценарий еще не дописан. Вертов сам был революцией, не свершившейся, а совершающейся в каждом кадре.

За «Годовщину революции», которую сам Вертов называл своим первым производственным экзаменом, он взялся случайно — больше некому было. В Московский кинокомитет его привел друг детства журналист Михаил Кольцов в последний день мая 1918 года. Кольцов тогда возглавлял группу кинохроники Наркомата просвещения. Кинематографисты, как всегда, разъехались на лето, а Гражданская война не дала им вернуться. Когда поступил заказ на создание картины к годовщине революции, оказалось, что заниматься этой картиной некому, кроме Вертова, который всего четыре месяца проработал в кинокомитете, монтируя новостную «Кинонеделю».

Негатив «Годовщины революции» использовался для производства других хроникальных фильмов, был разделен на мелкие куски, и фильм, в сущности, растворился. Полный текст титров фильма, позволивший его реконструировать, был обнаружен лишь в 2017 году в РГАЛИ, в фонде Маяковского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алгебра гармонии Алгебра гармонии

«Тайная вечеря» Дали — картина, построенная на пропорциях мировой гармонии

Вокруг света
Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь? Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь?

Неужели действительно можно в одночасье поседеть?

ТехИнсайдер
Как устроен бизнес «Авилона» и при чем тут заводы Volkswagen и Hyundai Как устроен бизнес «Авилона» и при чем тут заводы Volkswagen и Hyundai

Как в орбите его группы «Авилон» оказались бывшие заводы Volkswagen и Hyundai?

Forbes
Рим наш Рим наш

Разбираемся в том, как работало римское усыновление

Правила жизни
Лучшая версия себя Лучшая версия себя

Опасная погоня за стандартами красоты и её последствия

Grazia
Самые стойкие: 7 цветов, которые дольше всех остаются свежими Самые стойкие: 7 цветов, которые дольше всех остаются свежими

Срезанные цветы, которые смогут радовать вас на протяжении нескольких недель

ТехИнсайдер
Ночная смена и дневной сон: как глобальное потепление превращает нас в вампиров Ночная смена и дневной сон: как глобальное потепление превращает нас в вампиров

Насколько перемены режима безопасны и есть ли у человека инструменты адаптации?

Forbes
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
The Kooks — гении ретромании и самая недооцененная рок-группа нулевых The Kooks — гении ретромании и самая недооцененная рок-группа нулевых

В чем феномен британской группы The Kooks

СНОБ
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Сценарист-фантаст и режиссер-провокатор: 9 фильмов Алекса Гарленда, которые стоит посмотреть Сценарист-фантаст и режиссер-провокатор: 9 фильмов Алекса Гарленда, которые стоит посмотреть

Освежите в памяти всю фильмографию Алекса Гарленда

Правила жизни
На счастье На счастье

Как привлечь удачу в свою жизнь и стать везучей

Лиза
Элизабет Мун: «Население: одна». Фрагмент научно-фантастического романа Элизабет Мун: «Население: одна». Фрагмент научно-фантастического романа

Глава из фантастического романа для поклонников Урсулы ле Гуин

СНОБ
Неловкого молчания больше не будет: как научиться поддерживать разговор с кем угодно Неловкого молчания больше не будет: как научиться поддерживать разговор с кем угодно

Как сделать любой разговор нескучным и непринужденным?

ТехИнсайдер
Мужчина, который не умеет дарить подарки: как его научить (чтобы он ничего не заметил) Мужчина, который не умеет дарить подарки: как его научить (чтобы он ничего не заметил)

Как научить партнера играть в игру «подари правильный подарок»?

VOICE
Вместо сахара Вместо сахара

Чем заменить сахар, а чем не стоит: полезные и вредные варианты

Лиза
Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода

Марсоход NASA Curiosity начал исследование нового региона Марса

ТехИнсайдер
Правила жизни Вячеслава Зайцева Правила жизни Вячеслава Зайцева

Правила жизни модельера Вячеслава Зайцева

Правила жизни
7 способов быстро отмыть жир с фартука на кухне: рейтинг самых эффективных 7 способов быстро отмыть жир с фартука на кухне: рейтинг самых эффективных

Какие экспресс-методы удаления жира с фартука существуют?

VOICE
Теперь можно! Теперь можно!

Устаревшие правила дизайна интерьера, которые давно пора нарушить

Лиза
Атмосферное фэнтези: 7 книг с уникальными мирами Атмосферное фэнтези: 7 книг с уникальными мирами

Фэнтези-книги с атмосферными и проработанными мирами

Maxim
Когда ужасные птицы правили Антарктидой Когда ужасные птицы правили Антарктидой

Какой была Антарктида, когда по её поверхности бродили древние птицы

Наука и техника
«Всё казалось нарочитым» «Всё казалось нарочитым»

Воспоминания современников о Петлюре и его времени противоречивы

Дилетант
Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Мы решили рассказать о скрытых героях гоночной трассы

Maxim
Как пересечь брод на автомобиле: 10 простых правил для начинающих джиперов Как пересечь брод на автомобиле: 10 простых правил для начинающих джиперов

Как пересечь реку или ручей вброд на джипе?

ТехИнсайдер
Дина Корзун: «После «Страны глухих» я проснулась, и вся моя жизнь изменилась» Дина Корзун: «После «Страны глухих» я проснулась, и вся моя жизнь изменилась»

«Как я пришла в сознание» — это моноспектакль. Он не просто автобиографический

Коллекция. Караван историй
Как перестать быть прислугой в собственном доме: 5 шагов Как перестать быть прислугой в собственном доме: 5 шагов

Почему мы выходим замуж, будучи принцессами, а становимся прислугой?

Psychologies
Окно в лес Окно в лес

Как в доме в пригороде Казани интерьер стал продолжением лесного пейзажа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли

Как можно производить еду в космосе и что уже удалось вырастить на орбите

СНОБ
Самые большие паровозы Самые большие паровозы

Среди паровозов были просто гиганты, тянувшие огромное количество вагонов

Зеркало Мира
Открыть в приложении