Запад помог Востоку: что выиграл Китай от санкций против российских металлов
На прошлой неделе Великобритания и США ввели санкции против российских алюминия, никеля и меди, закрыв этим металлам доступ к двум крупнейшим профильным биржам в Лондоне и Чикаго. По мнению участников рынка, это решение может быть на руку Китаю, а также другим странам-производителям цветных металлов, многие из которых расположены в Азии и на Ближнем Востоке.
Вечером в пятницу, 12 апреля, Министерство финансов США совместно с правительством Великобритании объявили о новых санкциях, направленных на сокращение доходов России от экспорта алюминия, меди и никеля. В дополнение к введенному США эмбарго на их импорт металлы, произведенные 13 апреля и позже, не смогут больше торговаться на Лондонской бирже металлов (LME) и Чикагской товарной бирже (CME). Американские и британские трейдеры не смогут участвовать во внебиржевой торговле производными от них финансовыми инструментами.
«Металлы являются крупнейшим экспортным товаром России после энергоносителей, — говорится в заявлении правительства Великобритании. — В 2022 году стоимость [их экспорта Россией] составляла $25 млрд, но снизилась до $15 млрд в 2023 году в результате усилий «Большой семерки» и ее союзников». По оценке Bloomberg, на Россию приходится 6% поставок алюминия на мировые рынки, 5% никеля и 4% меди.
Для того, чтобы свести к минимуму риск дестабилизации рынка, принятые меры не будут распространяться на существующие запасы российского металла на LME и CME, они по-прежнему могут быть изъяты со складов и проданы, отмечается в документе. Также, чтобы не нарушить существующие цепочки поставок, санкции против российского титана и металлов платиновой группы (платины и палладия) не вводятся, указывает правительство Великобритании.
На следующий день после объявления о санкциях LME выпустила рыночное уведомление о приостановке выдачи варрантов (складских свидетельств) на российские металлы, произведенные 13 апреля 2024 года или после этой даты, и предупредила, что «следствием измененного пакета санкций может стать возникновение некоторой неопределенности на рынке, которая может привести к тому, что участники рынка будут требовать наличия на бирже необходимого количества металла в качестве защитной меры». «На LME, видимо, до конца не понимают, какими будут последствия санкций, и робко надеются на невидимую руку рынка», — комментирует предупреждение биржи независимый эксперт Леонид Хазанов. Аналогичное сообщение в отношении алюминия, произведенного на всех предприятиях UC Rusal начиная с 13 апреля, опубликовала и CME.
Эмбарго не стало новостью
Новое эмбарго, введенное США, никак не может повлиять на российские поставки в эту страну, считают эксперты. Ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов напоминает, что США де-факто запретили ввоз российского алюминия еще в феврале 2023 года посредством 200%-ной импортной пошлины. Тогда же ввозные пошлины на никель и медь были увеличены с 35% до 70%. «Сейчас данный запрет просто оказался зафиксирован де-юре», — говорит Данилов. Позже, в декабре 2023-го, ввоз металлов из России, включая алюминий, никель и медь, запретила и Великобритания. Запрет не распространялся на хранение на складах LME в разных странах мира, за исключением самой Великобритании, и продажу металлов оттуда. LME использует 450 складских помещений в 32 пунктах на территории США, Европы и Азии. По данным на 28 марта, на складах LME хранилось 311 900 т российского алюминия, или 91% из общих запасов в 342 225 т, 24 858 т никеля (36%) и 60 750 т меди (62%).
По данным портала Trading Economics, в 2023 году импорт российского алюминия в США упал с $673 млн до $50,8 млн, никеля — с $324 млн до $26,5 млн. США в последние годы не были значимым рынком для российской меди, ее импорт в прошлом году составил всего $41 600.
Импорт российского алюминия в Великобританию в 2023 году обвалился c $40,3 млн до $432 000, никеля — с $28,5 млн до $26 500. Данные по меди за 2023 год Trading Economics не приводит, сообщая, что в 2022 году Великобритания импортировала меди на $12,3 млн. По сведениям Леонида Хазанова, в 2023 году в Великобританию было завезено меди на $53 200. «Приняв среднюю стоимость алюминия в 2023 году в размере $2200 за тонну, никеля — $20 000 и меди — $8500, получим следующие показатели: импорт алюминия и никеля в США равнялся примерно 23 100 т и 1300 т, в Великобританию было отгружено 196 т алюминия, 1,3 т никеля и 6 т меди», — подсчитал Хазанов.
Узкий канал
LME и CME не были главным каналом поставок российских металлов на рынки. Опрошенные Forbes аналитики не смогли сказать, насколько велико участие российских металлов в торгах на CME. Российские цветные металлурги не реализуют значимые объемы металлов через LME, однако данная площадка играет иную роль, отмечает Данилов из «Велес Капитала». «Аккредитация компании и ее продукции на LME предоставляет определенный статус и служит гарантией качества и надежности продавца в глазах покупателя металлов, — говорит эксперт. — Таким образом, наиболее негативным последствием для отечественных компаний в результате потери аккредитации станет необходимость предоставлять ценовые скидки. Тем не менее «Норникель» и UC Rusal имеют весьма прочную репутацию на международных рынках металлов, не нуждающуюся в подтверждении со стороны Лондонской биржи, поэтому, если и можно ожидать ценовых дисконтов при реализации продукции, то их размер будет минимальным».