Интрига и ее крах: так ли страшны спойлеры
По просьбе «РБК Стиль» кинокритик Ярослав Забалуев размышляет о спойлерах и их природе и предлагает этический кодекс, который поможет избежать конфликтов и ссор.
«Не рассказывай! Прекрати! Забаню!» — они машут руками, пишут капслоком, кричат. Они ужасно боятся спойлеров. Близкий друг недавно обещал отписаться от меня и еще одного популярного критика (вместе с которым мы оба этому другу в некотором смысле обязаны работой) за лишние слова про «Однажды в... Голливуде» Тарантино. И в соцсетях это еще ничего. В телефоне шипение и визги производят впечатление обрушившейся средь бела дня АТС, а выпученные глаза при личном разговоре и вовсе могут заставить поседеть.
Спойлеры — один из главных страхов современной цивилизации. Ядерная война вроде как все-таки не случится, гречка и так подорожает, холодным летом половозрелого россиянина давно не удивить. Но не дай вам Бог выложить скриншот из ключевой сцены популярного сериала (что у нас там, кстати, на этом месте после финала «Игры престолов»?). Люди готовы впадать в священный гнев, писать жалобы и разве что не подавать в суд (и наше счастье, что у российских законотворцев пока есть чем заняться).
С противоположной стороны конфликта раздается неизменный саркастический смех. Мол, кино надо смотреть не ради сюжета, мол, какая вам разница и, конечно, коронная максима: «Вот лично я спойлеров совсем не боюсь». Это, разумеется, чушь, боятся все. Я, например, «Игру престолов» (о ужас!) до сих пор не смотрел, но собираюсь и совсем не хотел бы, чтобы мне заранее сообщили, кто же завоюет Железный трон. Понятно, что дело там совсем не в этом, путь к финалу долог и извилист, но взрослому человеку, в отличие от ребенка, все-таки куда меньше хочется нетерпеливо заглянуть в конец книжки, чтобы узнать, чем все кончится. Это же как жизнь — с какого-то момента начинаешь получать удовольствие не столько от сиюминутных