План развития не по годам: как из оболтуса вырастить кандидата наук
Из этой статьи ты узнаешь, как вырастить умного ребенка, который сможет выпрашивать у тебя приставку на десяти языках.
Споры о том, что именно делает одаренного ребенка одаренным, начались давно. После того как версия божественного вмешательства отпала, на выбор осталось два объяснения: наследственность или воспитание. Начало почти трехвековой полемике положили титаны французского Просвещения Гельвеций и Дидро. Первый считал, что при появлении на свет мы обладаем одинаковыми задатками, а остальное зависит от дальнейшего влияния среды. Второй утверждал, что каждый человек рождается «с определенной способностью к чему-то».
Оставим учебникам пересказ затяжной борьбы теорий. Для тебя (и для этой статьи), по сути, важно, что в итоге выиграли те, кто ставил на Гельвеция и воспитание.
Современная психология считает, что в процессе целенаправленного обучения можно развить какие угодно способности у любого ребенка. Да, индивидуальные особенности психики и организма (или, говоря проще, задатки) — это важно. Однако, чтобы играть Четвертый концерт Рахманинова, одной удачи родиться с длинными пальцами мало. Если не поставить их в нужное время на клавиши, в будущем ребенок будет использовать свои персты для эффектного, но все же бездарного копания в носу.
Когда ученые начали тестировать, взвешивать и измерять окружность черепа вундеркиндов, выяснилось, что от обычных детей одаренные отличаются более ярким проявлением трех следующих качеств:
1. Любознательность
2. Настойчивость в достижении цели
3. Воображение
К счастью для твоего наследника ипотеки, все эти составляющие высокого интеллекта несложно развить. Так как интеллект развивается в раннем возрасте, в основном от тебя требуется просто играть с ребенком. Чем ты немедля после прочтения статьи и должен заняться.
Известный психолог, специалист в области детской одаренности Натан Лейтес писал: «К шести годам интеллектуальное развитие завершается более чем на треть, к восьми — на половину, а к двенадцати — на три четверти». Надеемся, у тебя еще есть время сделать свое чадо умнее.
Прокачка любознательности
Ради интереса мы заглянули в энциклопедию и выяснили, что любознательность — это жажда новизны и потребность в новых впечатлениях. «Связь между количеством впечатлений, которые получает младенец, и развитием его мозга неоспорима, — рассказывает наш постоянный консультант из семейного центра „Мы“, кандидат психологических наук, медицинский психолог Татьяна Свиридова. — Брошенные дети, недополучившие в грудном возрасте эмоционального общения со взрослыми, будут заметно отставать в развитии от сверстников даже при самых высоких задатках».
Ничего особенного, в принципе, от тебя не требуется. Путешествие с ребенком по джунглям Амазонки, конечно, достойно похвалы, но и обычный поход за грибами ничем не хуже (к тому же не менее опасен, учитывая, что твое знание ядовитых грибов исчерпывается мухомором).
Интенсивность впечатления зависит не от самого впечатления, а от того, как ты его интерпретируешь для ребенка. Если ты посадишь дитя перед телевизором и уйдешь в другую комнату заниматься своими взрослыми делами (прохождение третьего уровня Megaman 10 совсем не детское занятие!), какие-то новые впечатления ребенок все равно получит. Однако это самый примитивный способ развития любознательности.
«Ты всегда должен быть рядом, — объясняет твою ошибку Татьяна Свиридова. — Чтобы впечатления усваивались не стихийным образом, тебе следует постоянно обозначать реальность, которую исследует ребенок».
Если во время совместного просмотра «Тома и Джерри» ты начнешь объяснять юному зрителю, почему после глотания бомбы из ушей идет дым, это поможет ему глубже познать мир и тайные связи между вещами. И самая глупая сказка («Как зайка коня загрыз») принесет пользу, если после ее прочтения ты задашь ребенку несколько вопросов («Как ты думаешь, почему зайка стер с пистолета отпечатки пальцев?», «Так кто же из коней на самом деле прятался в дупле?»). Ответ заставит ребенка задуматься, а значит, четче уяснить для себя, как работает наша действительность.
Постоянно становись на позицию ребенка и проявляй (ну хотя бы изображай) искренний интерес к миру.. Если мимо вас ползет муравей, остановитесь и посмотрите, куда это он намылился. Расскажи все, что ты знаешь об этом насекомом (живет под березой в муравейнике, зовут Семеном, не женат). Так ты не только обогатишь полученное впечатление, но и поощришь любознательность.
«Никогда не ограничивай любопытство ребенка, — наставляет Татьяна. — Если он разобрал игрушку, не ругай его. Исследовательская активность важнее сохранности вещей. А наказание может отбить стремление к дальнейшему постижению мира».
Любознательность — высшая степень развития любопытства. Чтобы чадо не застряло на полпути, не заваливай его игрушками. Если дарить через день по-новому трансформеру, любопытство так и останется любопытством.