Нобелевская премия по литературе: 7 спорных и скандальных лауреатов
8 октября будет объявлен победитель Нобелевской премии по литературе за 2020 год. «РБК Стиль» вспоминает ее самых неоднозначных лауреатов
Вряд ли изобретатель динамита Альфред Нобель рассчитывал, что учрежденная им Нобелевская премия тоже окажется взрывоопасным явлением: год за годом объявление победителей в той или иной области вызывает бурные общественные дискуссии и всплески негодования. А Нобелевская премия по литературе и вовсе стала одной из наиболее спорных — баталии ведутся не только на эстетическом, но и на политическом фронте.
Петер Хандке, Австрия
Лауреат Нобелевской премии по литературе 2019 года
Австрийский автор известен не только сценарием к фильму «Небо над Берлином» Виса Вендерса, но и симпатией к президенту Югославии Слободану Милошевичу, который предстал перед Гаагским трибуналом за преступления против человечности (в частности, за совершения военных преступлений в Косово в 1999 году). Этого ему не могут простить страны Балканского полуострова, входившие в Югославию. Церемонию вручения Нобелевской премии 2019 года из-за победы Ханке проигнорировали послы Албании и Косово, к бойкоту присоединилась Турция. «Никогда не думал, что почувствую тошноту из-за Нобелевской премии, но бесстыдство становится нормальной частью мира, в котором мы живем. После постыдного выбора, сделанного таким моральным авторитетом, как нобелевская Академия (имеется в виду Шведская академия, которая присуждает Нобелевскую премию по литературе. — "РБК Стиль"), позор увековечен как новая ценность. Мы не можем быть настолько глухи к расизму и геноциду», — написал в своем Twitter председатель Совета министров Албании Эти Рама.
Боб Дилан, США
Лауреат Нобелевской премии по литературе 2016 года
Для американской поп-музыки Боб Дилан значит примерно то же, что Александр Пушкин для русской литературы. Однако, по мнению Шведской академии, Дилан достоин быть вписанным не только в музыкальную, но и в литературную историю. «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции» — с такой формулировкой исполнителю присудили Нобелевскую премию.
Разумеется, выбор Академии удивил многих. Например, писатель Охран Памук— тоже, кстати, нобелевский лауреат — рассказал в интервью «РБК Стиль», что поначалу рассердился, узнав о победе Дилана, «но позже подумал, что, возможно, жюри имеет право на оригинальность». Автор книги «Черный лебедь» Нассим Талеб тоже был весьма эмоционален. «Мой первый комментарий: "Это невозможно! Боб Дилан, Барак Обама, экономисты…" — вспоминал он свою реакцию после всех новостей из Стокгольма в 2016-м. — Потом я еще сильнее разозлился и спросил людей: "Вы удивитесь, если Ким Кардашьян получит нобелевку за введение маловероятных тем для обсуждения в общественный дискурс?" А мне ответили, что Дилан пишет великие песни».
Подлил масла в огонь и сам виновник литературоведческих споров. Поначалу до него не могли дозвониться из нобелевского комитета, чтобы поздравить с премией, а в итоге он и вовсе отказался получать ее во время торжественной церемонии, выбрав камерный формат без журналистов. Наконец, издание Slate сделало предположение, что во время подготовки торжественной речи Дилан обратился к сайту SparkNotes, откуда американские школьники частенько списывают свои сочинения. В частности, пассаж о книге «Моби Дик» почти дословно повторяет синопсис романа Германа Мелвилла на этом сайте.
Гарольд Пинтер, Великобритания
Лауреат Нобелевской премии по литературе 2005 года
Вопрос о том, можно ли оценивать тексты писателя без оглядки на его политические взгляды и репутацию, поднимался в связи с Нобелевской премией еще до расцвета «культуры отмены», когда общество начинает бойкотировать того или иного публичного деятеля за его поступки и слова, идущие вразрез с этическими нормами. Порой литературный авторитет автора перевешивал, и все мирились c выбором очередного enfant terrible — как, например, в случае Гарольда Пинтера. Присуждение ему премии в 2005 году стало неожиданностью, но влияние Пинтера на драматургию XX века было бесспорным. По словам секретаря Шведской академии, которые передает Guardian, сам лауреат, узнав о победе, был немногословен, но очень счастлив. Проблемы начались, когда слова Пинтер все-таки нашел.