Дороги-пути
Мы поговорили с несколькими героями — пешими путешественниками, чтобы узнать, почему человек в современном мире готов идти сотни километров. И что он находит на этом пути?
Инесса Городницкая
Прошла Путь святого Иакова в 80 лет
Я по натуре авантюристка и всегда любила ходить пешком. Когда жила в Италии, в Позитано, на живописном Амальфийском побережье, особенно ощутила тягу к путешествиям. Из романа Коэльо «Дневник Мага» узнала о паломнической Тропе святого Иакова, которая ведет из Франции в Испанию. Мне была показана операция на позвоночнике, а я была против, и тут же вспомнила про Camino de Santiago! Моя подруга Джулия на 80-летие подарила мне рюкзак, и я сразу купила билеты в Мадрид. Все сказали, что я сумасшедшая, боялись за меня, поэтому ко мне присоединились подруги, Джулия и Люся, обеим тогда было чуть за 60.
Я выбрала маршрут Camino Francés, это 790 километров, идет через юг Франции в Пиренеях к испанскому городу Сантьяго-де-Компостела. Через полчаса после выхода поднялся дикий ветер, налетели тучи, и девочки предложили вернуться, но я убедила их продолжать. Шли мы в гору, сильный дождь, спрятаться негде, это был самый страшный день в моей жизни. Подруги ушли вперед, а я ползла сзади, очень медленно. Стемнело сразу на спуске, ничегошеньки не было видно, я подсвечивала путь телефоном и понимала, что если упаду и сломаю ногу, это будет конец… Дошла до монастыря мокрой до нитки, хотелось плакать, даже не верилось, что я цела и выжила. Никогда не забуду глаза того монаха, который меня встретил и обнял. Утром нужно было идти дальше, ноги заплетались, колени болели так, будто меня избили. Джулия решила, что поедет на автобусе, а Люся осталась на день отдохнуть, так мы и разделились.
Шла по 20-25 километров каждый день. Недосыпа не чувствовала, новая дорога и впечатления вдохновляли двигаться вперед. Даже в октябре жара стояла невыносимая, мучила жажда, а воды было всего пол-литра на день, редко удавалось наполнить термос по дороге. Спина и ноги беспокоили, чтобы отдохнуть, ложилась на землю спиной на рюкзак. Кстати, по возвращении сделала МРТ, и врачи очень удивились — речи об операции больше не было.
Тяжелее всего было, когда до пункта назначения оставался час ходу, а сил уже нет. Тогда помогала ракушка, символ Camino, которую я надевала на себя. Жители сразу видят паломников, предлагают воду, показывают дорогу до монастыря или альберге (это хостел для паломников).
В конце дня самым приятным было скинуть семикилограммовый рюкзак, встать под горячий душ, выпить чаю и поесть восхитительной паэльи, в дороге совсем о еде не думаешь. Спальни (дормитории) общие для мужчин и для женщин, кровати двухэтажные. Я часто приходила поздно и, когда мест для ночевки не было, устраивалась в спальном мешке на полу, или кто-то предлагал свою кровать. В 7 утра все должны были покинуть место ночлега, остановиться дольше, чем на день, было невозможно — такие правила, в сезон паломников много. Иногда на пути попадались таверны, так вот в Риохе вместо воды подавали кружку красного вина, никогда таких вин не пробовала. За обедом не могла с ней справиться, по этому перелила себе в термос и потихоньку потягивала по дороге.
Ни разу не пожалела за весь путь, что пошла. Идешь по полю, синее-синее небо, вокруг бескрайние просторы, холмы, маленькие домики с красными крышами. Не знаешь, куда идешь и что будет впереди. Дорога научила меня не бояться, мелкие проблемы — ничто по сравнению с масштабностью жизни. Ходьба стала моей медитацией, я осознала, что мне дано столько всего, а я даже не всегда это использую. Я раньше много переживала, и вот оказалось, что все это ерунда, такое чувство свободы от всего пришло!