Ицхак Адизес — Forbes: «В истории России никогда не было демократии»
Бизнес-консультант и международный эксперт в области управления, основатель Adizes Institute Ицхак Адизес рассказал в интервью Forbes Life о том, как детский травматический опыт повлиял на его жизнь и профессиональную карьеру, о возможностях демократии в России и об интегративной силе женщин
Ицхак Кальдерон Адизес — международный бизнес-консультант в области эффективного управления и один из главных мировых экспертов по управлению изменениями. Адизес — автор более двух десятков бестселлеров, переведенных более чем на 30 языков мира. Его книга «Управление жизненным циклом корпорации» считается классическим пособием в теории управления, а методологию Адизеса и теорию жизненных циклов компании взяли на вооружение Bank of America, Coca-Cola, IBM. В России Адизес проводил консультации для Сбербанка, руководителей подразделений правительства и глав муниципалитетов, многочисленные мастер-классы и семинары для руководителей крупных и средних компаний. Основал Adizes Institute с филиалами в 15 странах, специализирующийся на управлении изменениями.
В течение тридцати лет был штатным преподавателем Школы менеджмента Андерсена при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и работал в качестве приглашенного преподавателя в Стэнфордском и Колумбийском университетах, а также в Еврейском университете в Иерусалиме и Тель-Авивском университете. Доктор Адизес имеет степень PhD и MBA Колумбийского университета, бакалавра гуманитарных наук Еврейского университета в Иерусалиме.
— Доктор Адизес, как вы смогли преодолеть травму прошлого, случившуюся с вами в раннем детстве? Как она повлияла на вас? Виктор Франкл был вынужден проверить эффективность логотерапии в условиях нацистских концлагерей, но благодаря этому опыту открыл для себя и для других безусловный смысл жизни и ее ценность. Есть ли связь между вашим травматическим опытом и тем, что вы придумали эффективную систему управления изменениями и интеграции?
— Только что, после 15 лет работы, я закончил писать мемуары (книга Ицхака Адизеса выходит на английском языке в 2023 году под названием «The Accordion Player: My Journey from Fear to Love». — Forbes Life). Я пережил холокост. Мне было 5 лет, когда нашу семью отправили в концлагерь. И я видел, как людей, которых я люблю больше всего на свете, моих бабушку и дедушку везут в Треблинку на смерть. И во время написания мемуаров я понял, что со мной произошло. Я закрыл доступ к своему сердцу. Меня охватывало отчаяние от мысли, что любой, кого я люблю, умрет. Что-то похожее случилось и с моей матерью — у нее начались панические атаки из-за войны, и я также боялся, что она умрет.
Из-за этой травмы закрыл я свое сердце. Я не верил в любовь; не верил, что есть любовь, — существуют обязательства, но не любовь. Большую часть жизни я пребывал с закрытым сердцем. Вся энергия уходила на мозговую деятельность, и именно так я разработал методологию. На самом деле я искал любви среди своих клиентов и у аудитории. Этот поиск и стал ключом к успеху — нахождение на сцене, связь со слушателями. Личных отношений я боялся — люди могли уйти или исчезнуть из моей жизни. Но однажды я читал лекцию перед большой аудиторией, ведущий представил меня, перечислив мои регалии и достижения. Но один неизвестный мне участник мероприятия на сцене обменялся короткой репликой с соседом: «А он счастлив? Он очень известен, но счастлив ли он?» И в тот момент я понял, что в моей жизни не было счастья и любви. Именно тогда ко мне пришло решение — я собираюсь измениться и открыть свое сердце и научиться любить, не бояться любить и быть любимым. Мантра, которая подытоживает мою жизнь, состоит из четырех строк:
Жить, не притворяясь.
Слушать, не защищаясь.
Разговаривать, не обижая.
Любить, не завися.
Это было лирическое отступление.
Что касается профессиональной жизни, то я начал смотреть на бизнес под другим углом. Человечество претерпело серьезные изменения: сначала лидером был сильнейший охотник, в сельскохозяйственном обществе доминировали земледельцы и люди с наибольшим количеством скота и пастбищ. Чем больше мускулов, тем больше имущества — тем больше шансов на лидерство. Промышленная революция изменила соотношение сил — человек стал нуждаться в большем, чем просто мышцы, — требовались управленческие и организаторские навыки, чтобы спланировать, составить бюджет, нанять, уволить.
Сегодня мы живем в постиндустриальном обществе, где деятельность мозга и когнитивные функции важнее всего. У компании Uber нет ни одного автомобиля, у AirBnB — ни одного отеля. Крупнейшими сегодня на фондовом рынке являются высокотехнологичные компании, главный актив которых — мозги. Но станет ли это будущим? Нет. Возможности искусственного интеллекта, робототехники, квантовых компьютеров превзойдут человеческие возможности во многих сферах. И это уже происходит. Люди полагаются на компьютеры, чтобы решить, что они хотят делать. Мы перешли от мышц к мозгу. Куда мы сейчас идем? К сердцу — к человечности, доброте и милосердию. К сердцу, которое не заменить. Мы не можем поставить чип вместо него.
— Простите меня, но сейчас это звучит несколько утопично — все пока идет к тому, что мир становится более жестоким, учитывая, что возросло насилие, агрессия и взаимное отторжение.
— Действительно, мы на опасном перекрестке — если не развивать сердце, а продолжать наращивать мышцы и мозг, то мы окажемся в мире, похожем на нацистскую Германию, убивая друг друга как сумасшедшие, со значительно большими технологическими возможностями, ядерным оружием. Это страшное будущее. Нам нужно развивать сердце. Так что в последние 5-7 лет я посвятил себя тому, чтобы управлять сердцем.
— Но как с этим связана разработка методологии по эффективному управлению изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни?
— Я был профессором в Стэнфордском университете в США, на вершине университетской карьеры — передо мной открывалось большое будущее. Но начав консалтинговую практику, я обнаружил неприятный сюрприз — мои советы и рекомендации не так-то просто воплощались в жизнь. Вы вроде бы знаете, как решить ряд поставленных задач в маркетинге, финансах, производстве. Но у подавляющего большинства нет никаких идей, как эти решения реализовать, воплотить в жизнь. Начав копаться в бизнес-литературе, я тоже ничего не узнал о реализации. Мы просто исходим из того, что, если решение хорошее, оно будет реализовано по умолчанию, а это неправда. Сотни людей решают сесть на диету, и мы отлично знаем, что обычно бывает дальше. Или ты твердо решил быть хорошим парнем, но что-то не складывается… Изменения, переход от решения к реализации — это всегда проблема.