Хотели как лучше: как благие намерения государства влияют на цену бензина
Госрегулирование топливного рынка в России устроено так, что защищает потребителя не только от резкого роста цен на бензин, но и от их снижения. Почему бензиновые кризисы не новость для России, рассуждают аналитики Argus Сергей Агибалов и Виктор Бурыкин
Российский рынок бензина снова штормит. Биржевые цены бьют рекорды, в ряде регионов наблюдается дефицит, нефтяники жалуются на неэффективное госрегулирование, а независимые сети говорят, что торгуют бензином в убыток. Регуляторы в очередной раз принимают решительные меры. Удивительная ситуация для страны, входящей в тройку крупнейших мировых производителей нефти. Но дело здесь совсем не в объемах добычи.
Разного рода бензиновые кризисы в России не новость. После каждого кризиса следует некий регуляторный ответ, призванный исправить ситуацию. Но каждый раз что-то идет не так. Это во многом история государственной политики, где-то сравнительно результативной, а где-то, наоборот, неудачной.
В рамках одной статьи невозможно передать сложность всех взаимодействий внутри индустрии, поэтому для начала посмотрим на рынок в целом. Способны ли российские НПЗ производить бензин в необходимых объемах, выгодно ли его производить и поставлять на внутренний рынок и каким должно быть правильное сочетание объемов производства и экономических условий, чтобы бензиновых кризисов больше не было?
Простой и короткий ответ на первую часть вопроса — да. Причем в ближайшие годы объем предложения может заметно вырасти. Здесь будет полезна небольшая ретроспектива.
Бензин есть
В 2011 году, после очередного крупного бензинового кризиса, государство посчитало, что индустрии нужен строгий внешний контроль. Акцент был сделан на увеличении предложения бензина. Компании заключили так называемые четырехсторонние соглашения о модернизации, в которых обязались увеличить объем выпуска моторных топлив современных экологических стандартов и глубину переработки нефти. К 2015 году предполагалось перейти на топлива новых стандартов, а к 2020 году повысить глубину переработки и фактически закрыть вопрос с дефицитом.
Первую задачу, хотя и с оговорками, выполнить удалось. Теперь на заправках должно продаваться только топливо пятого экологического класса, причем бензин в большинстве случаев будет качественным заводским продуктом (с дизельным топливом пока не так — на рынке по-прежнему велика доля суррогатов, особенно зимой).
С реализацией второй части программы — увеличением глубины переработки — все получилось хуже. Лишь небольшое число компаний полностью выполнили заявленные программы, многие проекты будут реализованы с большой задержкой, а часть так и останется на бумаге.
И все же в ближайшие пять лет потенциальный объем выпуска бензина заметно увеличится. По нашим оценкам, он составит не менее 45 млн тонн, на 5 млн тонн выше текущего уровня. С учетом медленно растущего внутреннего спроса такой объем с хорошим запасом обеспечит потребности внутреннего рынка и позволит увеличить экспорт.