«Многосерийный убийца кинематографа»: почему сериал «Чикатило» — пугающий прецедент
В онлайн-кинотеатре Okko стартовал сериал «Чикатило» по мотивам реальных событий — поимки советско-российского маньяка. О том, почему эта новая работа Сарика Андреасяна — не просто ужасное кино, но еще и пугающий прецедент для всего стримингового рынка, рассказывает кинокритик Егор Беликов
Еще много лет назад видеоблогер Руслан Усачев очень точно сформулировал в одной шутке всю суть отношений братьев Андреасянов (режиссера Сарика, продюсера Гевона и композитора Арташеса) с институтом общественной репутации: понятно, почему они не пишут на постерах своих фильмов «От тех, кто подарил вам «ЛОпуХИ«», но странно, почему создатели других картин еще не рекламируются слоганами в духе «От людей, не имеющих никакого отношения к фильму «Беременный». Зачем же тогда вообще писать о новом проекте клана? Исключительно из гуманистических соображений: каждый человек, пусть даже преступник, имеет право на справедливое следствие — каждый фильм, даже плохой, нуждается в подробной рецензии.
Если раньше Андреасяны, которые работают сообща, снимали исключительно трэш-кринж-комедии, то в последние годы ударились в драматический жанр — видимо, таким образом пытаются спасти свой личный бренд, а параллельно подзаработать. И нет, наверное, ничего стыдного в том, чтобы снимать кино ради денег — зарабатывать вообще не стыдно. Но все же жалко прототипов героев их фильмов, основанных на реальных событиях: сломленного убийцу Виталия Калоева, которого сыграл Дмитрий Нагиев в «Непрощенном»; целый город жертв Ленинаканского землетрясения (фильм «Землетрясение»), наконец; многочисленных людей, случайно встреченных серийным маньяком Андреем Чикатило.
В этот раз Сарик снял не фильм, а сериал, но разница не велика. Когда Вуди Аллену заказали многосерийный фильм для Amazon Prime, он снял привычное для себя двухчасовое кино, а потом неловко порубил его на шесть частей («Кризис в шести сценах»). Тут примерно то же самое, разве что Андреасян не заслуживает, разумеется, никакого сравнения с Алленом, и хронометраж у него значительно больше. Впрочем, и у Сарика наблюдается некий, с позволения сказать, метод.