Forbes представляет новый видеопроект «Forbes Capital с Андреем Мовчаном»

ForbesБизнес

Григорий Бальцер: «Россия — самая выгодная страна для наследования»

Forbes представляет новый видеопроект «Forbes Capital с Андреем Мовчаном». Третий гость — основатель и руководитель аукционного агентства Baltzer, колумнист Forbes Григорий Бальцер

Григорий Бальцер — не типичный предприниматель и финансист. Он член правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, основатель и руководитель аукционного агентства Baltzer, специалист по искусству и предметам старины. Инвестиции в искусство становятся все более и более популярными, но делать их, просто чтобы зарабатывать, нельзя: в эти инвестиции вкладывается душа, а уж получится ли на этом заработать — вопрос второй. В интервью экономисту Андрею Мовчану для нового видеопроекта Forbes Capital Бальцер рассказал об эволюции бизнеса на предметах искусства, самых выгодных отраслях для коллекционирования и инвестициях в стартап Grabr, который создали его сын Артем Федяев и невестка Дарья Ребенок.

Григорий, с вами можно говорить про типичные инвестиции?

Может быть, про какую-то область инвестиций, которая сейчас называется инвестиции в эмоции или инвестиции в искусство — альтернативные инвестиции.

Давайте разбираться тогда, что это такое. Вы начинали свой бизнес давно. С чего все началось?

По специальности я декоратор, занимался декорированием интерьеров, и первой моей инвестицией была покупка этих интерьеров. Было несколько направлений, которыми я занимался: кроме достаточно большого количества мебельных магазинов в Москве, моей любовью и основным видом деятельности были исторические интерьеры. Это была моя специальность, мое увлечение и мои первые инвестиции. Когда-то я работал у известного французского антиквара, к сожалению, уже покойного, Бернарда Бенджамина Стейница. Он был выходцем из семей, которых называют «чердачниками». «Чердачники» — это высшая категория антикваров. Это люди, которые могут себе позволить приобрести все сразу.

Вообще как попадают предметы антиквариата на рынок? Обычно через 3D, как мы это называем: death, divorce and debt (смерть, развод и долги) — классическая формула. Соответственно, как только возникает одно из этих трех D, иногда даже сразу два, организация, семья, адвокатская контора, которая ведет это дело, или государство (когда это связано с налогами) пытаются реализовать имущество. Отдельные специалисты занимаются недвижимостью. А интерьером и экстерьером занимаются специалисты, которые могут оценить и купить сразу весь интерьер, ведь никто на таких закрытых аукционах не продает по одному предметику. После этого начинается антикварная дисперсия, когда каждому специалисту каждого направления попадают предметы, связанные с его направлением: например, я занимаюсь только Францией XVIII века, или только бронзой, или только живописью, предположим, прерафаэлитами. Соответственно, предметы расходятся по рукам, а остатки в конце концов попадают на блошиный рынок. Вот так примерно выглядит антикварная пирамида. И с этого я начинал. Конечно, я смотрел на это как на инвестицию в первую очередь, потому что я должен был правильно купить, чтобы потом правильно продать.

Достаточно циничный бизнес. Есть ли там место своему желанию?

Да, конечно.

Или клиент с Рублевки хочет китч и posh, поэтому я буду покупать это, потому что это дороже продастся.

Конечно, это делалось на вкус клиента, но тогда это фактически не инвестиция, потому что ты уже работаешь под готовый заказ. А мой вкус был все-таки подготовленный — у меня высшее художественное образование, и я к этому относился уже более профессионально. Я выбирал те стили, которые мне были интересны.

А что изменилось сейчас? Сколько лет прошло? Почти 30?

Да, 27 лет прошло. Мы начинали все одинаково. Начало девяностых было для всех одним и тем же стартом. Мы все были инженерными детьми, скажем так: жили в однушках, двушках, трешках или коммуналках, многие с общежитий. И мы все были диванными мечтателями, и когда мы появлялись в каких-то музеях, мы себе не могли представить, что вот в этом можно было жить. Шереметьевский дворец, Останкино, Кусково под Москвой, Санкт-Петербург — как же в этой красоте... Надо же все руками не трогать — висели все эти веревочки и надписи. И вот в начале девяностых оказалось, что все это не принцесса-недотрога: ты можешь это спокойно взять и спокойно привезти, и инсталлировать, и создать такой интерьер.

Наверное, то, что продается на рынке?

На рынке иногда попадаются вещи посерьезнее, чем в музеях. Самые большие поставщики классических интерьеров, исторических интерьеров — Франция, Германия, Италия в меньшей мере, но тоже. Во Франции налог на наследство составляет 50%. Практически в день похорон усопшего приходит инспектор, тут же начинает описывать все, и потом вам просто предъявляют счет: этот ваш красивый интерьер, ваш красивый дом стоит, предположим, 10 млн, в течение этого года вам надо заплатить налог 5 млн — и продолжайте владеть. Если у наследника таких денег нет и он не хочет продолжать эту историю, он должен все реализовать.

Какие в разных странах Европы налоги на наследство?

Меньше 30%, по-моему, нет ни у кого, Россия — самая выгодная страна для наследования, здесь 0%, поэтому используйте этот шанс и передавайте наследство в России теплой рукой.

А как в Америке, где первые 10-12 млн не облагаются налогом, в Европе нет такого?

Нет, нет.

Все те, кто покупает сейчас недвижимость в Англии, должны это иметь в виду.

Да, они должны иметь в виду, что в Англии, по-моему, 40% налог, и эти 40% придется заплатить наследникам. Вуаля.

Ну а для нас это удобный способ купить антиквариат. Так как эволюционировал бизнес? З0 лет назад это была декорация по заказу клиента. А сейчас?

Тогда мы создавали миф, мы были диванными мечтателями. И когда началась новая Россия, у нас появились другие возможности. Но при этом мы еще не были готовы к этому, у нас не было эмоционального багажа. Мы жили в мечтах, но реального эмоционального понимания, как я могу в этом жить, не было. И мы начинали придумывать себе мифы. Все мои интерьеры — это было классическое мифотворчество. Ты берешь какую-то семью и создаешь из этой семьи, например, венецианских дожей, если делаешь интерьер в итальянской готике. Либо ты создаешь фламандских буржуа. Или делаешь викторианский интерьер. Бытие определяет сознание: в таких интерьерах в трениках с оттянутыми коленками к завтраку не выйдешь — надо было уже соответствовать. И клиенты быстро вживались в это, и, конечно, все менялось. Сначала ты сознаешь некую красивую картинку, а дальше жизнь начинает в нее добавляться. Это некая временная пирамидка, на которую нанизываются время, семья, увеличивается количество детей, меняются вкусы, мы начинаем больше путешествовать. Что-то смывало время, что-то оставалось и превращалось в совсем другие вещи. Из тех классических интерьеров, которые я создавал еще в начале — середине девяностых, может быть, один-два остались в том виде, в котором я их делал, — естественно, все изменились. Изменилось все, и эта работа изменилась тоже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Железная логика: почему промышленники против оборотных штрафов за утечки данных Железная логика: почему промышленники против оборотных штрафов за утечки данных

Сталевары выступили с критикой ведения оборотных штрафов за утечки данных

Forbes
Гляжу в тебя, как в зеркало: новый «Король Лев» оказался бледной тенью оригинала Гляжу в тебя, как в зеркало: новый «Король Лев» оказался бледной тенью оригинала

Рассказываем, как студия Disney зарабатывает на чувстве ностальгии

Playboy
Коварный алгоритм. Как искусственный интеллект управляет человеком Коварный алгоритм. Как искусственный интеллект управляет человеком

Как маркетологи и политтехнологи манипулируют нами при помощи алгоритмов

СНОБ
Большой куш: какие установки мешают нам стать богатыми и как от них избавиться Большой куш: какие установки мешают нам стать богатыми и как от них избавиться

На каждую мысль о том, как поправить финансовое положение, у нас находится «но»

Psychologies
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
Драгоценности Драгоценности

Драгоценности из коллекций высокого ювелирного искусства как арт-объекты

Robb Report
Жители Орла, Казани и других городов — о любимых местах Жители Орла, Казани и других городов — о любимых местах

Местные жители рассказывают о местах, куда они первым делом ведут гостей города

РБК
Почему не стоит заниматься отбеливанием зубов дома? Почему не стоит заниматься отбеливанием зубов дома?

Чем грозит здоровью зубов отбеливание домашними средствами

Cosmopolitan
7 коктейлей для разных видов настроения (нужный гид, как ни крути) 7 коктейлей для разных видов настроения (нужный гид, как ни крути)

Лучший способ определиться с выбором напитка

Playboy
Сергей Кожаков: «И я, как говорят, поймал хайп» Сергей Кожаков: «И я, как говорят, поймал хайп»

26 июля Вamboo.Bar с размахом отпразднует свое 10-летие

Maxim
Звездный час Звездный час

Спортсмен из Казахстана запустил мировой флешмоб

StarHit
16 незаслуженно пропущенных фильмов 2015-го 16 незаслуженно пропущенных фильмов 2015-го

Мы отобрали для тебя реально замечательные кинокартины 2015 года

Maxim
Мобильная экономия Мобильная экономия

7 полезных мобильных приложений для снижения расходов

Лиза

Громкие случаи, когда киберпреступники взламывали личные страницы знаменитостей

Cosmopolitan
Кровожадный гуманизм Кровожадный гуманизм

В эпоху революционного террора гильотина оказалась очень востребованной

Дилетант
30 фотографий со съемок культовых фильмов (еще до компьютерной графики) 30 фотографий со съемок культовых фильмов (еще до компьютерной графики)

«Закулисье» культовых голливудских фильмов

Playboy
5 современных британских художников, о которых нужно знать 5 современных британских художников, о которых нужно знать

От Дэвида Хокни до Трейси Эмин.

GQ
«После измены отношения не останутся прежними» «После измены отношения не останутся прежними»

Начиная жить вместе, мы подразумеваем, что будем хранить друг другу верность

Psychologies
Семен Стругачев: «Роль Левы дает мне возможность бесплатно выпить» Семен Стругачев: «Роль Левы дает мне возможность бесплатно выпить»

Актер Семен Стругачев признался, по какой причине сбежал с собственной свадьбы

StarHit
Модные планы на выходные. 27–28 июля Модные планы на выходные. 27–28 июля

Гаражный рок, джаз, Ксавье Долан и матча

Vogue
Почти 40% россиян не хотят видеть Путина у власти после 2024 года Почти 40% россиян не хотят видеть Путина у власти после 2024 года

После пенсионной реформы президент перестал быть неуязвим для критики

Forbes
#инструктаж: как выбрать бокал для вина #инструктаж: как выбрать бокал для вина

Мы изучили всевозможные виды бокалов для вина

РБК
Достали из кустов: ГИБДД раскрыла данные о камерах и треногах Достали из кустов: ГИБДД раскрыла данные о камерах и треногах

В ГИБДД опубликовали карту с размещенными на дорогах камерами

РБК
Каким должен быть идеальный экран смартфона Каким должен быть идеальный экран смартфона

Какой должны быть яркость, контрастность и тип дисплея

CHIP
TRD – три крутые буквы TRD – три крутые буквы

Что такое Toyota Racing Development и с чем его едят?

Maxim
Саша Лусс: «Люк Бессон не отступит, пока не получит то, что хочет» Саша Лусс: «Люк Бессон не отступит, пока не получит то, что хочет»

Саша Лусс, исполнившая главную роль в фильме «Анна»

GQ
Юные экоактивисты, которые борются против изменения климата Юные экоактивисты, которые борются против изменения климата

Им от 15 до 22 лет, и они прогуливают уроки ради демонстраций

Vogue
«Розовая Джоли» и набор «Облако»: где есть самых вкусных устриц в Москве «Розовая Джоли» и набор «Облако»: где есть самых вкусных устриц в Москве

Ультимативный гид по поеданию устриц этим летом

Forbes
«Через двадцать лет мы просто не узнаем наш мир» «Через двадцать лет мы просто не узнаем наш мир»

Скоро ведущие страны начнут строить беспилотные ударные подводные аппараты

Эксперт
Вам-то хорошо! Вам-то хорошо!

Зависть помогает объяснить любые неудачи и... прийти к оглушительному успеху

Добрые советы
Открыть в приложении