В поисках бессмертия. Почему мы хотим увидеть себя «состарившимися»
Популярное приложение FaceApp получило новое дыхание после обновления старящего фильтра. Энтузиазм пользователей порождает два вопроса: зачем люди хотят видеть себя в состарившемся образе и почему они хотят, чтобы этот образ увидели другие?
Когда-то, двадцать лет назад
Я был значительно моложе,
Однажды, черед двадцать лет,
Значительно я стану старше,
Как кавалерия на марше.
(Павел Клубков)
Социальные сети захватил новый флешмоб: пользователи массово раскрывают свой образ, который под воздействием искусственного интеллекта смотрит из отдаленного будущего. В этом опыте тремя кликами мы перескакиваем через 20 лет жизни. И вот — пожилой, но хорошо узнаваемый человек стоит в том же месте, в той же одежде и взгляд его практически прежний, ведь программа меняет многое, но не взгляд. Как будто ничего по существу не изменилось: все те же люди здоровы-живы, вот только седина коснулась волос да сеть морщин покрыла лицо.
Несложно заметить, что женских портретов в сети гораздо меньше, чем мужских, но особых объяснений здесь, вроде, не требуется: слишком много энергии и ресурсов направлено на поддержание текущего состояния или на омоложение, чтобы забавляться в публичном пространстве такими экспериментами. Но эта особенность совсем не исключает того, что женщины всматриваются в свое будущее в приватном порядке, даже не просто всматриваются, а нацелены на серьезное изучение результата. В современной культурной среде внешность остается товаром межсубъектных отношений, что бы ни говорили об этом теоретики телесной эмансипации.
Однако наблюдения за гендерными диспропорциями внутри флешмоба как раз наводят на мысль, что было бы правильно разделить в этом явлении два момента, вернее, ответить на два различных вопроса. Первый — зачем люди хотят видеть себя в состарившемся образе? Второй — почему им интересно, чтобы этот образ увидели другие? Согласитесь, вопросы совершенно разные. Ниже даны попытки ответить на них, исходя их определенных моментов массовой психологии, хотя именно массовый характер описания огрубляет картину.