Метод Эмили Уотсон
За завтраком Джек сообщил жене последние новости - автор романов "Песнь Льда и Пламени" Джордж Мартин в "Твиттере" написал: если в этом году "Чернобыль" "не отхватит целый грузовик "Эмми", это будет означать, что в Голливуде совсем не осталось справедливости"
Никто не подозревал, что «Чернобыль» станет гвоздем нынешнего телесезона, обойдя по рейтингам даже «Игру престолов». Он заработал 9,6 — самый высокий рейтинг популярности среди сериалов за всю историю престижнейшего зрительского сайта IMDb.
До сих пор первую строчку держал документальный сериал «Планета Земля 2» с сэром Дэвидом Аттенборо. Недаром офицер ордена Британской империи Эмили Уотсон, сыгравшая в «Чернобыле» одну из главных ролей, придерживается мнения: «Правда интереснее и страшнее любой самой изощренной выдумки».
Сценарий «Чернобыля» Уотсон проглотила буквально за вечер — о катастрофе на атомной станции, случившейся двадцать шестого апреля 1986 года близ украинского города Припяти, она имела крайне смутное представление. Эмили тогда училась в Бристоле в университете. Несколько студентов-филологов с ее курса как раз в эти дни улетели в Советский Союз, точнее в Киев, по обмену. А в начале мая их спешно вернули в Англию. Власти настоятельно просили людей не выходить без надобности на улицу, особенно во время дождя.
Прочитав сценарий, актриса испытала шок: оказывается, все могло закончиться настоящим Армагеддоном. Автор идеи американский писатель Крэйг Мазин потратил четыре года, перелопатив горы документов. Он смотрел документальные фильмы, изучал отчеты, беседовал с жителями Припяти и бывшими ликвидаторами. Все действующие лица его истории — реальные персонажи. За исключением героини, которую Крэйг сочинил специально для Эмили Уотсон: ученая Ульяна Хомюк из Минского института ядерной физики — образ собирательный.
Сценарий поражал вниманием к мельчайшим деталям. Стоило закрыть глаза, и Эмили представляла себе атмосферу и события, последовавшие за взрывом.
— Что, снова не мюзикл и даже не ромком? — привычно подтрунивал Джек, когда она попросила мужа прочесть то, что ей предлагали. Всегда так делала. Его мнением она очень дорожит.
— Ничего не поделаешь — такая уж у меня репутация, — улыбнувшись, ответила Эмили. Петь ведь она не умеет, а вот в романтической комедии сыграла бы с удовольствием. Но увы — наверное, не доведется.
Впрочем, и с «Чернобылем» возникла серьезная загвоздка. Эмили не устраивали условия: съемки продлятся около пяти месяцев, из которых всего несколько дней в Лондоне, остальное время — в Литве. Там сохранились здания советской эпохи и был доступ к Игналинской АЭС — так называемой сестре Чернобыльской. Роль города Припяти выполнял спальный район Вильнюса. Финальные эпизоды снимали в Киеве.
Актриса отказалась: «Извините, но у меня дети. На том жизненном этапе, где я нахожусь сейчас, не могу все бросить и умчаться — даже ради такого потрясающего проекта». Однако агент, студийные боссы и в первую очередь Крэйг Мазин не сдавались. Велись бесконечные переговоры — «игры и танцы» по словам Эмили.
Как-то вечером она с мужем и детьми — двенадцатилетней Джульет и восьмилетним Диланом — вернулась с мероприятия, посвященного изменению климата на планете.
— Ну и что толку? Опять поболтали и погуляли, а воз и ныне там, ничего с места не двигается! — гневно возмущалась обычно сдержанная Эмили.
Джек налил жене бокал вина и мимоходом спросил:
— Кстати, дорогая, тебя наконец убедили сыграть в «Чернобыле»? В сущности, он ведь не только о конкретной катастрофе, случившейся более тридцати лет назад, но и о сегодняшних проблемах, в том числе, как сама говоришь, нежелании политиков, ответственных за будущее, всерьез отнестись к экологическим проблемам... Знаешь, мне все же кажется, что от подобных предложений не отказываются.
В общем, Эмили согласилась. К счастью, актрису так мечтали заполучить в проект, что составили график с учетом ее пожеланий.
Подлил масла в огонь и старинный друг Стеллан Скарсгорд. Знаменитому шведу в сериале досталась роль аппаратчика Бориса Щербины, назначенного Кремлем главой комиссии по ликвидации последствий аварии. «Разве ты не в курсе, что сценарий вызвал настоящую бурю в актерской среде? Лондон гудит как растревоженный улей! Все стремятся заполучить хоть какую-то ролишку в «Чернобыле», — убеждал актер. — Старушка, ты вообще не понимаешь, что творишь! Меня позвали при одном условии — что ты обязательно согласишься!» Стеллан рассказал, как в 1986-м восприняли катастрофу в Швеции. Перепуганные метеорологи следили за радиоактивным облаком, медики не рекомендовали есть грибы, ягоды и мясо оленей. Джаред Харрис, тоже давний знакомый Эмили, вспомнил, как «черное облако», таящее смерть всему живому, дошло до Уэльса (а этот край всегда славился вкуснейшей бараниной) — и британцам запретили есть мясо.
Харрис сыграл в «Чернобыле» академика Валерия Легасова. Он третий ключевой персонаж сериала: замдиректора Института имени Курчатова Москва бросает на помощь Щербине. Мазин писал этого героя конкретно под Джареда, только его видел в роли ученого, покончившего с собой спустя два года после аварии, но оставившего магнитофонные записи своих расследований и размышлений...
Любопытно, что Скарсгорд — первый партнер Эмили в кино. И случилось это в 1996 году. В картине Ларса фон Триера «Рассекая волны» двадцативосьмилетняя Уотсон оказалась случайно после того, как сбежала Хелена Бонэм Картер: испугалась играть полубезумную дамочку, ставшую проституткой ради того, чтобы рассказами о своих сексуальных приключениях доставить удовольствие мужу-инвалиду. А вот наивная театральная актриса, служившая в Королевской Шекспировской труппе и никогда не стоявшая перед камерой, бросилась в пучину триеровских фантазий с закрытыми глазами. Просто Эмили слыхом не слыхивала о «безумном» Ларсе, потому и не сробела. И не прогадала.
После премьеры на Каннском кинофестивале молодая британка проснулась знаменитой. Следующей ночью они с мужем почти не спали (с Джеком Уотерсом актриса познакомилась в Шекспировском театре) — столько было эмоций. У Эмили перед глазами мелькали огни набережной Круазетт, вспышки фотокамер, когда поднималась по знаменитой каннской лестнице, и лица, лица, выражавшие недоумение. Казалось, все эти люди стали свидетелями чего-то интимного, даже постыдного. Лица расплывались и соединялись в одну огромную искаженную гримасу сразу после того, как в зале вспыхнул яркий свет. А дальше последовали аплодисменты. Сначала неуверенные, затем все более бурные...
Наутро под дверь их гостиничного номера сунули свежие газеты. На всех первых полосах красовалось ее собственное лицо! В одночасье британка стала мировой сенсацией. Намного позже муж признался: в тот день ему стало по-настоящему страшно — внезапно их с Эмили жизнь перевернулась с ног на голову. Не будучи уверенным, что выдержит резкое изменение жизненного маршрута, Джек... даже хотел уйти от жены.
В Каннах «Рассекая волны» получил Гран-при. А Уотсон чуть позже — первую номинацию на «Оскар». Ее карьера с тех пор ни разу не давала сбоя. Роберт Олтмен снял Эмили в «Госфорд парке», Пол Томас Андерсон в фильме «Любовь, сбивающая с ног». В ее послужном списке «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана, «Прах Анджелы» Алана Паркера, «Боевой конь» Стивена Спилберга. Кстати, Спилберг писал роль солдатской матери времен Первой мировой войны специально под Уотсон. Она из редких актрис, не испытывающих страха перед провокационными ролями, где требуется зашкаливающий уровень эмоций и частенько пресловутая «обнаженка». Стеллан Скарсгорд как-то сделал ей шутливый комплимент: «Нам, шведам, раздеться раз плюнуть, я вот дома хожу голый — и ничего, очень комфортно. Не то что ты, пуританская англосаксонка» — мол, снимаю шляпу, для тебя-то это сродни подвигу.