Постоянная переменная
Что мы имеем в виду, говоря сегодня о новых нормах в моде? Только лишь юбки на мужчинах, моногардероб, атлас и стразы днем – или же нечто более глобальное и всеобъемлющее? Похоже, что истина, как и всегда, где-то посередине!
Мода – это всегда реакция на изменения в обществе. И история костюма тому подтверждение: тенденции в одежде и аксессуарах реагируют на происходящее в мире. Что же сейчас главное?
Например, сегодня уже даже в центре Москвы можно увидеть мужчин в коралловых и желтых брюках. Конечно, в этом толерантном отношении к индивидуальности все еще кроется много лукавства, потому что даже на самую брутальную юбку из мужской дизайнерской коллекции реакция пока будет такой же, как на женские брюки 100 лет тому назад. Но начало положено! Во всяком случае, любые виды осуждения за одежду якобы не по возрасту и не на ту фигуру уже кажутся ужасно старомодными, зато ценится смелость быть собой, умение подчеркивать собственную индивидуальность.
Это проявляется во всем. Новая норма воспитания – одна из главных причин моды на простые, но вместе с тем броские дизайнерские решения. Никогда еще в истории человечества мнения и желания детей так не ценились. Подростки стали вполне влиятельными клиентами модных домов, но при этом внутренне не изменились. Тинейджерам по-прежнему болезненно важно подтверждать свой статус в коллективе, поэтому их мода массова, обязательна и на самом деле проста и понятна: кэмп, логотипы, стритвир с заметными преувеличениями в дизайне, а еще постоянная и очень быстрая смена объектов желания – потому что в компании нужно быть не только как все, но и немного впереди.
Отсюда вошедшие в нашу модную жизнь мерчи, дропы, коллаборации и прочие варианты небольших капсульных коллекций, сменяющие друг друга и требующие, чтобы их немедленно купили. И это вполне соответствует политике модных марок, любая из которых стремится к максимальной прибыли и к тому, чтобы ее вещи покупали больше и чаще. А если еще учесть, что другой новой нормой провозглашены кидалты и юность на всю оставшуюся жизнь, то становится ясно, почему крупные бренды стали в большей степени ориентироваться на новую клиентуру – с меньшим и вроде бы недостаточным для люкса доходом. На людей, которые просчитали риски современного мира и не тратятся на приобретение жилья и семью с детьми, а путешествуют и покупают модную одежду.
Недаром в этом году выставка в Институте костюма при Метрополитен-музее в Нью-Йорке была посвящена кэмпу. Кэмп люректеперь означает не просто изощренный эстетский вкус, как раньше. Сегодня это понятие включает и вполне оправданные обществом стилистические решения, которые раньше проходили по разряду китча и дурновкусицы. Конечно, качественный кэмп, как у Алессандро Микеле, по-прежнему требует изощренного понимания основ костюма, но, судя по всему, и без этого можно обойтись. Преувеличение теперь может быть сколь угодно сильным.