Гранд-вавилон: склоки, скандалы, влюбленности и прочее закулисье Большого театра
Главный театр страны систематически оказывается в центре скандалов, с ним связано огромное количество плетен, а уж об интригах, которые то и дело возникают в Большом, складывают легенды. Рассказываем о самых громких историях разных лет – в том числе и о тех, о которых ты наверняка не знала или успела забыть!
Шалости с балеринами
Самый знаменитый театр России, ведущий свою историю с 1776 года, в дореволюционные времена не мог похвастаться богатой «кулуарной» историей: главные страсти кипели на театральной сцене Петербурга. Все изменилось с переносом столицы в Москву. Вскоре после революции Большой чуть не оказался под угрозой закрытия – как наследие проклятых царских времен. Но потом новая власть быстро записалась в заядлые театралы – не сложно догадаться, почему.
Председатель ВЦИК Калинин, которому поручили курировать театр, быстро стал известен как большой поклонник красавиц из Большого. С его именем связана пугающая история о юной балерине Белле Уваровой, которая посмела отказать влиятельному партработнику – и вскоре за городом было найдено ее изуродованное тело.
Не упускал случая «пошалить» с балеринами и любвеобильный Берия. По приме Большого Ольге Лепешинской вздыхали маршал Георгий Жуков и чуть ли не все члены Политбюро. Неравнодушен к ней был и Сталин, которого можно было постоянно видеть на спектаклях с ее участием. Другой фавориткой вождя молва называла Марину Семенову, в 1930 году перешедшую в Большой из Маринки. По слухам, именно от нее он возвращался по ночам в Кремль.
«Золотые» внучки Головкиной
Другая знаменитая солистка Большого, София Головкина, прославилась как «любительница влиятельных генералов». А когда она в 45 лет ушла на пенсию и стала руководить хореографическим училищем – это странным образом совпало с появлением среди его учениц большого количества родственниц партийных боссов и крупных виновников. Среди них особо выделяли двоих «золотых внучек» - внучку министра культуры Фурцевой и внучку генсека Андропова. Первую, правда, отчислили из училища после смерти знаменитой бабушки, а вторая хоть и доучилась – но после скоропостижной смерти еще более знаменитого дедушки танцевала в кордебалете.
Впрочем, многие считали, что это лучший вариант: в отличие от солисток, которые всегда оказываются в центре интриг, соперничают за роли и вынуждены пахать у балетного станка в несколько раз больше других, кордебалет нужен всегда. «Корда незаменима, корда всегда нарасхват. Солисты дерутся за роли, а корда катается по свету, почти не заезжая в Союз», - так объяснял в 90-х балетную «кухню» в своей книге «Виллисы», впоследствии ставшей основой для одноименного фильма, сценарист и режиссер Юрий Коротков.