Домашние огурцы
Внесезонное выращивание огурцов с обильно плодоносящими плетями — занятие крайне интересное, в чём я убедился за прошедшие десять лет. Но подходит оно лишь для терпеливых и вдумчивых экспериментаторов, которые не отчаиваются при первых неудачах. А они при недостаточном опыте бывают часто.
Казалось бы, микроклимат нашего жилища не подходит для выращивания огурцов — выходцев из тропической Индии, где очень влажный воздух и даже зимой световой день составляет 10—12 часов, а не как в Москве с ноября по февраль, когда особенно сумрачно. Тем не менее, ещё в 1860—1870-е годы в уездном Клину Московской губернии, а позже в Орловской и некоторых других губерниях крестьяне научились выращивать огурцы даже в самые тёмные зимние месяцы на окнах своих бревенчатых домов со скудным освещением от восковой свечи, низким потолком и земляным полом! Как такое удавалось, объяснить с точки зрения сегодняшних представлений трудно. Ведь если и хватало тепла от дровяной печи, то света — вряд ли. В дальнейшем эти огурцы назвали Клинскими.
Удивляют и последующие события. Двумя десятилетиями спустя, в конце XIX века, известный учёный-овощевод Михаил Васильевич Рытов на основе Клинского огурца при дальнейшем многолетнем отборе создал первый скороспелый комнатный сорт, названный позже в его честь. В начале XX века Рытовский огурец получил довольно широкое распространение по всей Центральной России благодаря своей неприхотливости, компактности плетей с коротким центральным стеблем, а ещё и высокой урожайности: посеянный в августе, даже при минимальном освещении, он до марта неизменно радовал ароматными хрустящими плодами. Огурцов с одного куста собирали настолько много (от 20 до 50 штук), что для каждой плети приходилось устраивать крепкую опору.
К сожалению, позднее Клинский и Рытовский огурцы были утеряны, хотя в послевоенных 40-х годах селекционеры успели их использовать при создании собственных сортов, предназначенных для промышленных отапливаемых зимних теплиц. Так, на основе Клинского огурца был создан сорт Марфинский, а от него уже целая серия гибридов: Эстафета, ТСХА-28, Олимпиада, Северное сияние. Все они отличаются повышенной теневыносливостью и способностью приспосабливаться к далеко не лучшим комнатным условиям. Но при этом — пчелоопыляемые, поэтому нуждаются в опылении цветков кисточкой. Из партенокарпических гибридов (завязывающих плоды без опыления) в комнатах могут расти Кураж и Трембита. Специально предназначены для возделывания на окнах, балконах и лоджиях гибриды Кадет и Раис. Их аппетитные бугорчатые плоды — не мелкие, средний вес 200 г, длина 18—20 см, а по вкусу и аромату они ничуть не уступают тем, что зимой продаются в супермаркетах.