Мы родом из «Ералаша»: памяти Бориса Грачевского
Уход из жизни одного человека порой означает окончание целой эпохи. Для нас, рожденных в 70-е, 80-е и 90-е, прощание с Борисом Грачевским означает окончание эры «Ералаша» — спутника нашего детства. С благодарностью, грустью и ностальгией вспоминаем кадры и фразы, которые и сегодня наполняют радостью наши сердца.
14 января ушел из жизни Борис Юрьевич Грачевский, один из основателей детского юмористического киножурнала «Ералаш». С 1974 года, когда на экранах появился первый выпуск детского юмористического киножурнала «Ералаш», Грачевский выступал в ролях и сценариста, и режиссера-постановщика, и актера, и директора, и художественного руководителя проекта.
Мы сначала запомнили его по титрам, а затем узнавали в лицо, когда он участвовал в телепередачах, и позже, когда он стал появляться в фестивальных жюри. Для тех, кто рос в 70-е, 80-е и 90-е, Борис Грачевский — это и есть «Ералаш».
Четыре десятилетия назад на советском телевидении работало четыре всесоюзных канала, видеомагнитофоны были у единиц, а перед фильмами в кинотеатрах показывали киножурналы — в том числе и «Ералаш». Поначалу только там можно было увидеть премьеры новых серий.
Телевизионная программа, которую печатали в газетах, тщательно изучалась всей семьей, ручкой или карандашом на ней выделяли то, что интересно и стоит посмотреть. И, конечно, мы старались не пропустить ни одного выпуска любимого киножурнала. Услышав «позывные» — «Мальчишки и девчонки, а также их родители...», — наш двор мгновенно пустел: все неслись к телевизорам.
Удивительно, но в эпоху, когда с детьми чаще общались в назидательном тоне и большинство телепередач было пропитано государственной идеологией, Борис Грачевский умудрялся снимать по-настоящему смешные истории, искренние и доброжелательные. Да, в них высмеивались жадность и вредность, но с экрана никто не поучал и не читал нотации. «Воспитательный эффект» срабатывал как будто сам собой, легко и естественно вытекал из сюжета.
Похоже, Грачевский был одним из тех людей, которые интуитивно понимают, что интересно и близко детям, и не допускают фальши в общении с ними. В выпусках «Ералаша» можно было увидеть веселое хулиганство — ту самую живую энергию, которая насколько естественна для детей, настолько неудобна учителям и родителям.