Между нами тает лед
Ключ к жизни и смерти на Земле, а также кратчайший путь к колонизации других миров лежит через одно из самых загадочных и труднодоступных мест на планете — антарктическое озеро Восток.
Если разом нанести на глобус все авиамаршруты, все железнодорожные пути, автомобильные трассы, а также дороги и тропы всех степеней значения и качества, он окажется опутан ими, словно клубок шерсти. Но несмотря на это есть на нашей планете точки, добираться до которых даже в третьем тысячелетии приходится неделями, бесконечно меняя виды транспорта.
Судите сами. Есть в Антарктиде озеро Восток, сравнимое по размерам с Ладожским, а по глубине лишь немного уступающее Байкалу. Чтобы попасть туда, вам нужно сначала долететь до Кейптауна, оттуда добраться до российской антарктической станции «Прогресс» (если повезет, то самолетом, если нет — 10‑12‑дневным рейсом по морю). От «Прогресса» останется всего ничего — 1260 километров до самой близкой к Южному полюсу исследовательской станции «Восток». Перелет сюда займет чуть больше пяти часов, пока ваш багаж будет добираться 14 дней на антарктических вездеходах. Добро пожаловать, озеро у ваших ног — подо льдом, на глубине четырех километров.
Такая изоляция от цивилизации делает озеро Восток чрезвычайно привлекательным для ученых, несмотря на поистине экстремальные условия для жизни и работы.
«Высота над уровнем моря 3488 метров. Средняя годовая температура воздуха –56 °С, абсолютный минимум –89 °С. Давление воздуха — 60 % от нормы. Количество осадков — 23 мм (меньше, чем в Сахаре). Холодная, сухая, абсолютно безжизненная пустыня. Сюда не залетают птицы, здесь не живут даже бактерии — только человек» — так описывает местоположение станции «Восток» гляциолог Алексей Екайкин, участвовавший в 16 антарктических экспедициях. Содержание кислорода в районе «Востока» примерно как на вершине Эльбруса. Исследователи словно совершают непрерывное восхождение, поэтому первые несколько дней прибывшие на «Восток» проходят акклиматизацию и привыкают к новым условиям. «Карантин» заканчивается успешно не для всех — горная болезнь не щадит ни новичков, ни опытных полярников, и в истории «Востока» бывали случаи, когда только что приехавших специалистов приходилось возвращать на материк.
Тем же, кто остается, предстоит следующие 12 месяцев жить и работать бок о бок с одними и теми же людьми без возможности покинуть станцию: добраться до «Востока» можно только коротким летом — с начала декабря по конец января, когда среднесуточная температура поднимается до –26 °С. В довершение всего каждый год с сентября по декабрь над Антарктидой висит огромная озоновая дыра, через которую поверхность материка и макушки полярников припекают губительные космические лучи.