Нина Шацкая — о своем опыте участия в конкурсах, пении и музыкальной карьере

Караван историйЗнаменитости

Нина Шацкая: «Я очень долго стучалась в закрытые двери»

Чего только о себе не слышала! И что за мной стоит влиятельный мужчина, и что не знаю счета деньгам, и что путешествую по свету исключительно на частных самолетах и яхтах...

Беседовала Алла Занимонец

Фото: Енисей Абрамов; стиль: Руслан Татьянин; платье: Игорь Гуляев

Нина, на ТВ с успехом идет проект «Три аккорда». Что и кому вы, опытная певица, хотели доказать, согласившись в нем участвовать?

— Люблю адреналин! В пору моей юности кроме конкурсов советской песни ничего особенно интересного в музыкальном мире не происходило. И то, что сейчас мы видим на экранах, — здорово!

Я болела за Сережу Минаева, буквально стала его фанаткой. Еще очень нравятся прекрасные, талантливые Ира Медведева и Нонна Гришаева — настоящие мастера!

В процессе съемок не раз слышала от людей вокруг, что у нас собралась удивительная команда — дружная, доброжелательная.

Что касается жюри, то и оно было ко мне удивительно благожелательно. Розенбаум, Новиков, Трофим — я со всеми знакома еще с девяностых и от каждого слышала: «Наконец артистка Шацкая в прайм-тайме на главном канале страны!» Даже было неловко от такого обилия любви.

Ниной звали дома, хотя по паспорту я Нинэль. Доверилась Максиму Дунаевскому, он порекомендовал упроститься. Сказал: «В России с таким именем не раскрутиться». Теперь жалею. Фото: Андрей Никольский

— Дух соревнования многим не по нраву за то, что нередко страдает самооценка.

— Несколько лет назад я участвовала в «Голосе». Некоторые знакомые тоже спрашивали: «Тебе-то это зачем?»

Действительно, я не люблю конкурсы, поскольку результат заведомо субъективен и зависит как минимум от вкуса членов жюри. С «Голосом» вышла другая история. Захотелось проверить саму себя: смогу ли вообще выйти на сцену наравне с молодыми, уверенными в себе, великолепными вокалистами и просто спеть романс. Сама опешила, когда поняла, что важно участие, а не победа. До «Голоса» казалось — если состязаться, то только с расчетом, чтобы стать лучшей: «Быть первой, на меньшее не согласна!»

Я приехала в Москву в 1990 году, чтобы спеть на «Ялте-91» романс на стихи Анны Ахматовой. Мне все говорили: «Ты сошла с ума? Кто тебе позволит это исполнить? Неконъюнктурно!»

И все же именно с этой песней вышла в финал. Передо мной открывались большие возможности, но поскольку достойной яркой композиции для выступления не было, а меня устраивало лишь место лидера, отказалась дальше участвовать в конкурсе.

Моими конкурентами тогда были замечательные исполнители. Гран-при получил Мурат Насыров, вторую премию — Марина Хлебникова, я же вообще закрыла для себя тему конкурсов. Но когда появился проект «Голос», друзья со всех сторон принялись убеждать принять в нем участие.

Я отказывалась, понимая, что соревноваться с новым поколением в ИХ музыке бессмысленно. Но однажды вечером телефон раскалился от звонков и сообщений.

Оказалось, что наставник «Голоса» Дима Билан дал дуэту из своей команды исполнить в эфире ахматовскую песню из моего репертуара.

Соцсети активно отреагировали именно на этот номер, и я поняла, что пришло новое поколение, готовое к восприятию романса, и что нельзя не воспользоваться шансом. Всю свою певческую жизнь слышала с разных сторон, что жанр романса — «нафталин и скука», а тут увидела неподдельный интерес молодежи к лирической песне, к настоящей поэзии.

Это было открытием для меня самой. С удивлением осознала, что хочу спеть для новой аудитории, тем более что у «Голоса» она многомиллионная. И не для того, чтобы выиграть, а чтобы быть услышанной.

В общем, решила выйти к зрителям и сказать: «Романс жив. У меня в репертуаре есть еще много того, что вам понравится! Приходите». Именно с этим посылом и отправилась на слепые прослушивания. Пройду их или нет, повернется ли ко мне кто-то из наставников, или уйду домой незамеченной — было безразлично.

Допускала, что кто-то удивится: «Ка-а-ак?! Первая исполнительница этих песен еще жива?» Таких историй масса. Люди здравствуют, а их уже списали, потому что нет эфиров.

В итоге я попала в команду к тому же Диме Билану и дошла до четвертьфинала. Это меня, честно говоря, удивило. «Голос» — не просто конкурс, а в первую очередь шоу со своими законами.

До сих пор на «Ютубе» можно найти то мое выступление, просмотров — более миллиона. В комментариях пишут: «Люблю такую музыку. Какое счастье, что высокая поэзия жива».

Конечно, жанр лирической песни, в котором работаю, не стадионного формата. Он для камерного прослушивания в зале, вмещающем несколько сотен человек.

Когда появилась возможность выйти на сцену в «Трех аккордах», я своего шанса не упустила. Это единственный проект на нашем ТВ, в котором на протяжении двух с лишним месяцев артист может браться за любой материал в жанрах, близких к шансону.

Если в «Голосе» за репертуар отвечает наставник и участнику остается «натягивать» на себя предложенное как платье, то здесь ты по большей части сам себе голова. Жаль, не имею права раскрыть всех карт. Скажу лишь, что Юрий Викторович Аксюта предложил мне спеть пару песен, о которых даже никогда не слышала и в подобном жанре не работала. Я была ошарашена, но послушав их и примерив на себя, согласилась.

Зрители, думаю, тоже будут поражены. Мне нравится перевоплощаться, быть разной: джаз, ретро, эстрада, даже рок...

Когда появилась возможность выйти на сцену в «Трех аккордах», я своего шанса не упустила. Это единственный проект на нашем ТВ, в котором артист может браться за любой материал в жанрах, близких к шансону. Фото: Максим Ли/предоставлено Первым каналом/кадр из передачи «Три аккорда»

— Как вы попали в этот популярный проект? Ждали, пока позвонят, или сами попросились?

— Я за то, чтобы себя предлагать, если чувствуешь уверенность в правильности выбора и силы. Ничего зазорного в этом не вижу. Скромность украшает тех, кого больше нечем украсить. После участия в «Голосе» честно призналась редакторам, что хотела бы попасть в «Три аккорда». Меня поставили в лист ожидания и вот наконец в этом году пригласили.

Удивительная у меня судьба: я очень долго стучалась в закрытые двери. Когда кто-то за меня просил, ничего не получалось, не брали. Но если шла сама и говорила: «Могу! Дайте попробовать» — получалось.

— А кто не брал, например?

— Как-то знакомые попросили Марка Минкова меня прослушать. Впечатления на него я не произвела. Позже композитор свое мнение изменил и разрешал исполнять свои песни. Евгений Дога тоже не сразу меня разглядел и признавался спустя время: жаль, что вначале так неудачно сложилось. Мы познакомились на каком-то фестивале, я была тогда молодой, заводной, легкой. Сама попросила послушать, как пою.

Знаете, людям занятым часто некогда замедлить бег, остановиться и уделить чуть-чуть внимания незнакомому человеку. Многие видели перед собой яркую длинноногую молодую женщину и думали, что такая не может хорошо петь! Это вообще бич эффектных женщин. Их принимают за чьих-то протеже, бесталанных, но пробивных.

— Счастливый шанс предоставляется любому человеку. Главное — не упустить. Если говорить о моментах везения, что вспомните первым делом?

— Много лет назад на премьере «Сибирского цирюльника» Михалкова я услышала песню, написанную Эдуардом Артемьевым для финала картины. Ее должна была исполнить Уитни Хьюстон. Договор уже подписали, но что-то не срослось. Николай Зиновьев сочинил русский текст, и песню отдали Ларисе Долиной. Я слушала, и буквально каждая молекула моего тела откликалась!

Потрясение было настолько мощным, что не смогла ее забыть. Но она сложная в исполнении, глубокого эмоционального накала, поэтому даже мысли не возникало попробовать спеть. Спустя время по счастливому стечению обстоятельств познакомилась с самим Эдуардом Николаевичем Артемьевым. Оказалась у него в гостях, подарила свой диск, он только вышел — романсы в джазовых аранжировках. Мэтр сказал, ему нравится то, что я делаю, и произнес еще массу приятных слов. Я не удержалась и призналась, что влюблена в одну его песню — из «Цирюльника». Артемьев вышел на пару минут в другую комнату и вернулся с нотами «Запретной любви», которую разрешил исполнять. Как же я была счастлива!

Несколько раз пыталась за нее взяться, но ничего не получалось. И вот пять лет назад Никита Михалков к своему юбилею устраивал гала-концерт в Доме музыки. Я получила предложение исполнить песню Артемьева с Симфоническим оркестром кинематографии под руководством Сергея Скрипки. Обрадовалась, начала усиленно заниматься. И снова — ноль! Не выходит... Чтобы не ударить в грязь лицом, решила отказаться. Ведь если делать, то действительно круто, верно? Внезапно скрутил приступ острого панкреатита — такой силы, что не могла пошевелиться, лежала пластом. Все дела отпали, чем себя занять? Начала разбирать «Запретную любовь» шаг за шагом. Через неделю приехала на репетицию — и сложные ноты зазвучали!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как никогда не выйти замуж. 7 вредных советов Как никогда не выйти замуж. 7 вредных советов

Если не хочешь брака, следуй нашим рекомендациям – и оставайся свободной!

Лиза
«В постели с абьюзером»: прививка от деструктивных отношений «В постели с абьюзером»: прививка от деструктивных отношений

Отрывок из книги Тани Танк об отношениях с абьюзером

Psychologies
Анастасия Меньшикова. Своя дорога Анастасия Меньшикова. Своя дорога

История жизни жены Олега Меньшикова

Караван историй
Кто в тереме живет? Кто в тереме живет?

Жостовские шкатулки и русские терема подсказали дизайнерам интерьер квартиры

AD
Автоматизация права: какие возможности пандемия открыла для LegalTech Автоматизация права: какие возможности пандемия открыла для LegalTech

Как технические инновации влияют на правовой сервис и экспертизу

Forbes
Врата в Ад: древнеримские жрецы убивали жертв смертельным газом Врата в Ад: древнеримские жрецы убивали жертв смертельным газом

Жуткие ритуалы языческих жрецов древнего Рима

Популярная механика
Как одеваются осенью самые стильные девушки Парижа — главные тренды Недели моды Как одеваются осенью самые стильные девушки Парижа — главные тренды Недели моды

Как на самом деле одеваются женщины во Франции?

Cosmopolitan
Хороший человек — не профессия? Хороший человек — не профессия?

«Хороший человек — не профессия», — твердили родители многим

Psychologies
Расширяем кругозор: 13 фильмов Netflix, которые лучше смотреть в оригинале Расширяем кругозор: 13 фильмов Netflix, которые лучше смотреть в оригинале

Истории, высоко оцененные критиками и получившие награды

Esquire
10 безумных японских изобретений 10 безумных японских изобретений

Чиндогу — полезные, но нелепые японские изобретения

Популярная механика
@V0Vo4ka, к доске! Все, что стоит знать об онлайн-образовании @V0Vo4ka, к доске! Все, что стоит знать об онлайн-образовании

Самоизоляция просто ускорила то, что и так было неизбежным

Maxim
Краткая история торговых войн США в восьми главах Краткая история торговых войн США в восьми главах

Истории о том, как США вступали в экономические прения с разными государствами

Maxim
Урок литературы длиною в жизнь Урок литературы длиною в жизнь

Разговор учительницы и ученика, которые впервые встретились в середине 50-х

Seasons of life
Не по статусу! Принцессы и принцы, которые сыграли свадьбу с простолюдинами Не по статусу! Принцессы и принцы, которые сыграли свадьбу с простолюдинами

Истории о неравных браках в монархических семьях

Cosmopolitan
Навальные и Путин. Новое оружие в руках оппозиционера Навальные и Путин. Новое оружие в руках оппозиционера

В видеофильме явился живым и ироничным тот, кто был на грани жизни и смерти

СНОБ
Почему важно учиться новому всю жизнь? Почему важно учиться новому всю жизнь?

Стоит ли тратить время, чтобы учиться чему-то новому, когда уже окончил вуз?

Psychologies
Светлана Чупшева: «Создателем трендов может быть любой человек» Светлана Чупшева: «Создателем трендов может быть любой человек»

Светлана Чупшева возглавляет Агентство стратегических инициатив с 2017 года

РБК
Идеальная пятёрка для домашнего тренинга Идеальная пятёрка для домашнего тренинга

Топ-5 предметов, которые помогут поддерживать форму дома

Худеем правильно
Как научиться запоминать имена и зачем это нужно делать: главные правила Как научиться запоминать имена и зачем это нужно делать: главные правила

Советы для тех, кто с трудом запоминает имена

Playboy
«Как квакеры спасали Россию» «Как квакеры спасали Россию»

Работа квакерской миссии, заставшей революцию 1917 года в Бузулукском уезде

N+1
Сильные мира сего Сильные мира сего

Безопасный способ обретения нечеловеческой силы

GQ
Зачем нам ногти, и почему они продолжают расти до самой смерти Зачем нам ногти, и почему они продолжают расти до самой смерти

Для чего нам нужны ногти и почему они постоянно растут?

Популярная механика
Карикатура вместо притчи: каким получился четвертый сезон «Фарго» про войну итальянских и темнокожих гангстеров Карикатура вместо притчи: каким получился четвертый сезон «Фарго» про войну итальянских и темнокожих гангстеров

Рецензия на четвертый сезон сериала «Фарго»

Esquire
Как за две недели собрать 10 млн рублей и заставить страну изменить почерк: интервью с создателем «Доброшрифта» Андреем Бузиной Как за две недели собрать 10 млн рублей и заставить страну изменить почерк: интервью с создателем «Доброшрифта» Андреем Бузиной

Создатель «Доброшрифта»: можно ли зарабатывать на благотворительности

Forbes
«Город встанет до XXII века». Как мегаполисам избавиться от пробок «Город встанет до XXII века». Как мегаполисам избавиться от пробок

Проблемы, с которыми транспортная система не справляется

РБК
Вера в свою уникальность — лишь приятный самообман? Вера в свою уникальность — лишь приятный самообман?

Нам приятно думать, что мы уникальны, но так ли это на самом деле?

Psychologies
Кофе, вода из-под крана и еще 6 неожиданных причин для появления прыщей Кофе, вода из-под крана и еще 6 неожиданных причин для появления прыщей

Что вызывает прыщи на лице?

Cosmopolitan
Рак молочной железы: что нужно знать, чтобы не бояться Рак молочной железы: что нужно знать, чтобы не бояться

Рак молочной железы – одно из самых распространенных онкологических заболеваний

Cosmopolitan
Марина Жигалова: Марина Жигалова:

Продюсер Марина Жигалова о тенденциях в кинематографе

Cosmopolitan
Инвесторы и экономисты ждут нового пузыря ИТ-компаний: чего они опасаются и почему крах доткомов вряд ли повторится Инвесторы и экономисты ждут нового пузыря ИТ-компаний: чего они опасаются и почему крах доткомов вряд ли повторится

ИТ-индустрии ещё далеко до эйфории 2000 года

VC.RU
Открыть в приложении