Вопрос на миллион: кого и о чем стоит спрашивать, чтобы достигать целей
Путь к желаемому результату зачастую сложен. А так хочется иметь под рукой если не волшебную таблетку, то инструмент, который гарантированно поможет продвинуться вперед. Хорошие новости: такой инструмент есть у каждого из нас. Осталось только научиться им пользоваться — то есть начать правильно задавать вопросы.
Представьте: одним утром вы заходите на кухню и обнаруживаете, что кофе закончился, а вы без него ну просто никуда. Что будете делать? Вряд ли тратить время на поиски виноватых или отменять на эмоциях все рабочие встречи, чтобы забыться за просмотром сериала. Скорее всего, закажете доставку или решите взять кофе по дороге в офис.
Этот простой пример хорошо показывает разницу между конструктивной и неконструктивной реакцией на проблему. Но когда наша цель оказывается больше, чем просто выпить чашку кофе, мы можем теряться и выбирать стратегию, которая заведомо не способна привести к эффективному решению.
Советы vs вопросы
Многих из нас с детства приучали, что всегда есть тот, кто знает, как нам будет лучше. Сначала это были родители, потом учителя, спутники жизни, начальство… Список может быть бесконечным. Поэтому, столкнувшись со сложностями или даже поставив себе цель, по привычке хочется спросить чужого мнения. Однако ценность решения, принятого по чьему-то совету, минимальна, а эффективность стремится к нулю. Это не значит, что стоит отказаться от коммуникации, — просто выстраивать ее иначе: не просить советов, а задавать вопросы.
Я состою в популярном бизнес-сообществе, где часто обсуждаются разные темы — от рабочих до личных. И есть негласное правило: не давать советы. Допустим, я два месяца не могу найти бухгалтера. Я не приду в сообщество с вопросом «Что мне делать?». Я спрошу: «Была ли у вас такая ситуация? Как вы с ней справились?» Люди выгрузят мне свой опыт, я послушаю, проанализирую и найду лучшее решение для