Глеб Давидюк: Что будет с российским венчуром
Государства с развитой экономикой уделяют особое внимание инновациям и высокотехнологичным отраслям даже в кризис. Чаще всего это не праздный интерес, а прямая финансовая поддержка. О том, что будет с российским венчуром, рассуждает Глеб Давидюк, управляющий партнер iTech Capital
Мало кто об этом помнит, но Apple, Microsoft, Intel и многие другие бизнес-иконы появились именно благодаря венчурным инвестициям. В идею и в основателей поверили венчурные инвесторы, поддержав компании на этапе их активного роста.
Всплеск активности на рынке венчурных инвестиций на Западе в 1970–1980-х годах был связан в том числе со снижением в США налога на прирост капитала, полученного в результате операций с ценными бумагами. За период с 1969-го по 1980 год ставку понизили более чем в два раза, с 49,1% до 20%. Через 15 лет после послабления объем венчурных инвестиций вырос до 7,3 миллиарда долларов, а в 2019 году он достиг отметки в 107,8 миллиарда долларов. Сейчас в США самый большой рынок прямых инвестиций в мире.
Успех других географических рынков тоже во многом зависел от условий, созданных внутри страны. В Англии помогала практика гарантировать банку 70% кредитов, выданных инновационным предприятиям, в Нидерландах гарантия на случай неудачи была до 75%. Аналогичные меры поддержки были в Германии и Финляндии. Израиль, благодаря запуску правительственной программы Yozma, смог увеличить объем высокотехнологичного экспорта с 2,2 миллиарда долларов в 1991 году до 11 миллиардов долларов в 2000 году. Согласно докладу Bain, введение правительством Индии нормативных программ для стимулирования индийской стартап-экосистемы значительно улучшили условия для стартапов и инвесторов. Рейтинг Индии по легкости ведения бизнеса Всемирного банка также значительно вырос (со 130-го места в 2016 году до 63-го в 2019-м), что повысило доверие инвесторов к регулирующей экосистеме.
Весь успешный международный опыт говорит о том, что условия для нормального венчурного инвестирования должно создавать государство. Для этого у каждой страны есть одинаковый набор инструментов. Главный заключается в умении принять риск потенциального списания убытков в инновационных инициативах. Для развития экосистемы государство может и должно давать разного рода гарантии тем, кто готов рисковать. Если государство не готово рисковать самостоятельно, то почему бы не поддержать частную инициативу тех, кто это делает профессионально и много лет? Например, за счет оптимизации налогообложения. Сейчас налоги