Интервью с главредом «Таких дел» Евгенией Волунковой

ForbesРепортаж

Главред «Таких дел» Евгения Волункова — Forbes: «Происходит катастрофа — не паникуем»

Когершын Сагиева

Главный редактор «Таких дел» Евгения Волункова (Фото Кристины Сырчиковой)

Евгения Волункова родилась в Карелии, в городе Кондопога. Училась на филологическом факультете в Петрозаводском государственном университете. Начинала работать в Петрозаводске, затем несколько лет была шеф-редактором городского портала города Самары. В 2017 году стала специальным корреспондентом издания «Такие дела», в 2021 году выпустила книгу «15 путешествий по российской глубинке в поисках просвета». В 2022 году Волункова стала главным редактором «Таких дел».

«Такие дела» — российское интернет-издание, пишущее о социальных проблемах, краудфандинговая платформа. Издание основано Митей Алешковским (внесен Минюстом в реестр иноагентов) в 2015 году при благотворительном фонде «Нужна помощь».

Евгения Волункова (Фото Кристины Сырчиковой)

— Как вы стали главным редактором? И почему не побоялись возглавить СМИ в кризисные времена?

— После ухода с должности главреда Володи Шведова «Такие дела» долго не могли найти ему замену. Нам всегда было сложно найти человека на эту должность. Нужен человек, хоть что-то понимающий в социальной журналистике, благотворительности. Большая часть нашей работы — это работа с фондами, фандрайзинг. Тут еще журналисты начали уезжать из страны, а для нас было важно, чтобы главный редактор и редакция оставались в России.

Я на тот момент была спецкором. Не задумывалась ни о какой административной должности. Коллеги искали, искали, и тут главред National Geographic Андрей Поломарчук поделился со мной, что планирует уволиться. Я предложила ему попробовать пойти в наше издание — «Такие дела». Он очень воодушевился, начал работать, а через три месяца тоже решил уйти. У нас был сложный период тогда: начались сокращения, разговоры о том, как дальше существовать, что, может быть, нам тоже придется уезжать из России.

Все три месяца работы Андрея я ему помогала, вводила его во все процессы, параллельно сама в них разбираясь. И поскольку я уже вникла и работаю в «Таких делах» почти с основания, мне предложили, мол, попробуй. Я была в ужасе от одной только мысли о главредстве. Но снова вводить в курс дела «чужого» человека сил не было. Да и очередь из кандидатов не стояла. Так что я подумала-подумала и решила — о'кей, попробую.

— То есть вы не шли к этой должности целенаправленно?

— Есть журналисты, которые хотят вырасти в руководителей, а есть журналисты, которым всю жизнь нравится ездить в командировки и писать тексты. Я бы писала и писала. Я совсем не административный человек. Не представляла, что способна на те вещи, которые сейчас делаю. Так что решила, что, может быть, годик поработаю, а дальше мы кого-нибудь найдем, и я снова пойду в спецкоры, корона моя не упадет. Годик прошел, и, как видите, до сих пор никуда не ушла.

— Какие проблемы пришлось решать сразу?

— Мы сразу же начали отделяться от фонда «Нужна помощь». Это был очень тяжелый процесс во всех смыслах. Потому что базовые потребности издания закрывал фонд, ведь столько, сколько нам было нужно для работы, мы не собирали.

Интонация наша должна стать чуть более успокоительной

— Почему изданию было необходимо расстаться с фондом «Нужна помощь»?

— У фонда тоже начались финансовые трудности. Мы — большой проект, съедающий деньги. Когда Митя Алешковский ушел с должности руководителя фонда «Нужна помощь» и издателя «Таких дел», тогда и фонд, и редакция легли на плечи Сони Жуковой, которая на тот момент была директором «Нужна помощь». И Соня нам сказала: чуваки, вы выросли, дальше сможете сами. Тем более, что у фонда появилось новое медиа, которое закрывает их потребности и повестку. Так что мы решили, что пора пробовать выгребать самим.

И конечно, сразу встал вопрос, как мы теперь будем работать с благотворительными фондами. Все наши фандрайзинговые материалы мы готовили с фондом «Нужна помощь», его координаторы рекомендовали нам героев. Мы продолжаем делать фандрайзинги? Или мы уже их не делаем? Какая наша миссия? Куда мы идем? Про что мы будем писать, когда страну так трясет? Должны ли мы продолжать социальную повестку?

— Выбор интонации, пожалуй, это один из самых сложных вопросов для всех СМИ после 24 февраля.

— Мы решили, что должны остаться теми, кем всегда были — социальным медиа, которое занимается журналистикой решений. И должны продолжать писать про НКО, потому что мы им нужны. Только интонация наша должна стать чуть более успокоительной, что ли. Происходит катастрофа — не паникуем, разбираемся, что теперь с этим делать. Чтобы, читая нас, люди понимали, что не все потеряно, есть просвет. Что мы еще что-то можем менять к лучшему, можем бороться. Поэтому мы стараемся больше рассказывать о людях, их полезных инициативах. И делаем много инструкций по защите базовых прав человека, рассказываем, как бороться с тревогой, как и кому помогать, если есть такая потребность. А когда случается что-то, что всех касается и пугает, как, например, мобилизация, мы не только объясняем, что произошло и как быть, но еще и к психологам ходим за текстами. И читатели нас за них благодарят

Еще мы решили, что будем писать о том, как «спецоперация»* влияет на все сферы жизни в России (а она влияет, и еще как). Поскольку мы живем тут и даже не заблокированы (и, конечно, не хотим, чтобы это случилось), мы следуем законам, какими бы они ни были. Некоторые темы, ракурсы, формулировки нам не доступны, потому что чуть что — [наши публикации могут быть расценены как] «дискредитация» или «фейки». Как главный редактор я иногда прямо на стены лезу из-за того, что не могу взять в работу «опасную» тему. Но нам и социального фокуса хватает.

Например, мы рассказывали историю про то, как мобилизовали парня в глубинке, а у него больная мама, и он у нее один-единственный сын. Он сбежал из части, вернулся к ней, его судили за самоволку. Стоит ли судить человека за то, что ему родная мать дороже всего? Как вообще быть вот таким старикам, чьи дети уходят на фронт, оставляя их совсем одних? Или вот тоже про мобилизацию: мы готовили материал про то, как забрали единственного в селе ветеринара. Это большая потеря, люди не понимали, как свой скот лечить. Замены нет. Потом он погиб. Журналистка приехала к его родным в село, чтобы про это поговорить. Деликатно, не настаивая, естественно. Люди захлопнули перед ее носом дверь, а потом вызвали полицию. Ее задержали и допрашивали. Было очень страшно за нее, все разрешилось, слава богу. К журналистке, которая писала про больную маму мобилизованного, тоже бдительные люди участкового вызывали... В общем, тяжело сейчас работать, особенно если темы касаются мобилизации и так далее. Вдвойне тяжело, когда ты находишься при этом внутри страны и ездишь на места. Мы постоянно консультируемся с юристами, они очень помогают.

— И помимо этого — у издания финансовые трудности?

— Когда началась так называемая «спецоперация», у нас отвалилось большое количество подписок. Это было связано со многими факторами: перестали нормально работать Visa и Mastercard, люди стали переходить на карты «Мир» и другие. Кто-то уехал из страны — пропала возможность жертвовать деньги в рублях. Многие потеряли финансовую стабильность, обеднели буквально. Когда самому есть нечего, тут не до благотворительности. Стали закрываться бизнесы, которые нас поддерживали.

Мы сократили все, что можно, оставили минимум сотрудников. И все равно денег на работу не хватало. Я, наша новая издательница Юля Петропавловская и мои коллеги буквально пошли писать людям SOS-письма.

Бабушка прекрасна и достойна того, чтобы про нее прочитали

Я не умею просить деньги для себя, хотя всю жизнь занимаюсь фандрайзингом: пишу тексты и прошу денег для своих героев и для НКО. Мне коллеги говорят: ты же не для себя просишь, ты просишь для медиа, чтобы это же медиа помогало другим, — это нормально! Я это понимаю, но каждый раз, «когда пишу «дайте нам денег», хочется умереть». Недавно я попросила помощи у подписчика, который помог герою моего материала, а позже написал мне, мол, если будет нужна какая-то помощь, дайте знать. Вот я дошла до ручки и дала ему знать. Он подписался на регулярное пожертвование на «Такие дела» размером 100 000 рублей в месяц. Это большая помощь сейчас для нас. Но в основном на подобные просьбы я не получала ответа или получала ответ, например, что мы не можем вам помочь, мы сами в жопе. И все же кто-то переподписался с 200 рублей на 500, кто-то друзей подписал на нас — огромное всем этим людям спасибо!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях

Почему женщины соглашаются становиться вторыми женами и какие риски несут

Forbes
Почти убивший жизнь: благодаря или вопреки кислороду развились древнейшие животные Почти убивший жизнь: благодаря или вопреки кислороду развились древнейшие животные

Когда-то кислород убил почти все живое на планете

Forbes
Альфрид Лэнгле — Forbes: «Кризис должен быть стимулом проживать жизнь по максимуму» Альфрид Лэнгле — Forbes: «Кризис должен быть стимулом проживать жизнь по максимуму»

Как справиться с чувством беспомощности? Объясняет Альфрид Лэнгле

Forbes
Праймеры для макияжа: какой выбрать и как правильно использовать Праймеры для макияжа: какой выбрать и как правильно использовать

Среди средств для фиксации макияжа праймеры занимают важное место

РБК
«Ночные кошмары: Нарушения сна и как мы с ними живем наяву» «Ночные кошмары: Нарушения сна и как мы с ними живем наяву»

Что науке известно о галлюцинациях, связанных со сном

N+1
Пустые холсты, душевные раны и винил. Отрывок из романа «Все, что мы обрели» Элис Келлен Пустые холсты, душевные раны и винил. Отрывок из романа «Все, что мы обрели» Элис Келлен

Глава из книги «Все, что мы обрели»

СНОБ
Роль цикличности в истории Роль цикличности в истории

Как обвинитель по делу Бейлиса стал обвиняемым

Weekend
«Медведь» выходит на второй курс: как одно из самых оригинальных шоу 2022 года стало деликатесом в мире сериалов «Медведь» выходит на второй курс: как одно из самых оригинальных шоу 2022 года стало деликатесом в мире сериалов

Почему «Медведь» — один из самых лучших современных сериалов

Правила жизни
Директор Музеев Московского Кремля о новом здании, туристах и отношениях с властью Директор Музеев Московского Кремля о новом здании, туристах и отношениях с властью

Почему музейное оборудование невозможно импортозаместить

Forbes
Искусственные клетки с минимальным геномом быстро адаптировались в процессе эволюции Искусственные клетки с минимальным геномом быстро адаптировались в процессе эволюции

Результаты наблюдений за эволюцией клеток с минимальным геномом

N+1
Почему Толстой не имел права бросать Анну Каренину под поезд Почему Толстой не имел права бросать Анну Каренину под поезд

Мария Микулина написала новую книгу под названием «Женщина на пике мозга»

Maxim
Жены известных людей, о которых никто ничего не знает Жены известных людей, о которых никто ничего не знает

Многие знаменитости женаты на обычных людях, не имеющих отношения к шоу-бизнесу

Maxim
История одной песни: «Barbie Girl», Aqua, 1997 История одной песни: «Barbie Girl», Aqua, 1997

Мифическую песню и клип, на который извели розовой краски больше, чем на Барби

Maxim
8 идей, как повторно использовать старые контейнеры для контактных линз – всем путешественникам на заметку! 8 идей, как повторно использовать старые контейнеры для контактных линз – всем путешественникам на заметку!

Контейнеры для линз — незаменимая вещь для путешественника

ТехИнсайдер
Результат на лицо Результат на лицо

5 ошибок в умывании, из-за которых кожа постареет быстрее

Лиза
Образ Марго Робби из вещей российских брендов Образ Марго Робби из вещей российских брендов

Марго Робби перекрашивает мир в розовый цвет

СНОБ
Большое чувство Большое чувство

Мысль о новом романе может казаться пугающей. Попробуем побороть страх!

Лиза
Связи решают все: как работает теория 6 рукопожатий — объяснение математиков Связи решают все: как работает теория 6 рукопожатий — объяснение математиков

Уаждый человек заочно знаком с любым другим жителем планеты

Psychologies
Волшебная нить, которую придумал дантист: удивительная история создания сахарной ваты Волшебная нить, которую придумал дантист: удивительная история создания сахарной ваты

Кто именно и при каких обстоятельствах придумал наматывать сахар на палочку?

ТехИнсайдер
Новозеландцы описали древнейшего малого пингвина Новозеландцы описали древнейшего малого пингвина

Древнейший малый пингвин жил более трех миллионов лет назад

N+1
Что делать, если потерял ключи: инструкция Что делать, если потерял ключи: инструкция

Как восстановить ключи, что делать с сигнализацией во время вскрытия автомобиля

РБК
Правила жизни Джорджо Армани Правила жизни Джорджо Армани

Правила жизни итальянского модельера Джорджо Армани

Правила жизни
История одного советского IT-стартапа. Кто придумал тетрис История одного советского IT-стартапа. Кто придумал тетрис

Простую игру, состоящую из «кирпичиков» разной формы, разработали в СССР

СНОБ

История бельгийского солдата, которого деньги спасли от смертельного ранения

ТехИнсайдер
«История пиратства: от викингов до наших дней»: отрывок из книги Питера Лера «История пиратства: от викингов до наших дней»: отрывок из книги Питера Лера

Почему люди решают стать пиратами или корсарами?

СНОБ
Дело тонкое Дело тонкое

Что надо знать российскому бизнесу при выходе на арабский рынок

Деньги
Пляжное тело: почему считается, что право надеть купальник нужно заслужить, — личный опыт и мнение психологов Пляжное тело: почему считается, что право надеть купальник нужно заслужить, — личный опыт и мнение психологов

Почему надеть бикини порой может быть непросто?

Psychologies
«Простоквашино», поехали! «Простоквашино», поехали!

Центры власти и стратегии выживания в одной нарисованной российской деревне

Weekend
Связанные одной нитью: как женщина за ткацким станком помогла построить цивилизацию Связанные одной нитью: как женщина за ткацким станком помогла построить цивилизацию

Отрывок из книги «Нить истории» о том, как прялка и веретено повлияли на людей

Forbes
Экспрессию генов включили током от батарейки Экспрессию генов включили током от батарейки

Для создания электрогенетического интерфейса использовали человеческие белки

N+1
Открыть в приложении