Интервью с главредом «Таких дел» Евгенией Волунковой

ForbesРепортаж

Главред «Таких дел» Евгения Волункова — Forbes: «Происходит катастрофа — не паникуем»

Когершын Сагиева

Главный редактор «Таких дел» Евгения Волункова (Фото Кристины Сырчиковой)

Евгения Волункова родилась в Карелии, в городе Кондопога. Училась на филологическом факультете в Петрозаводском государственном университете. Начинала работать в Петрозаводске, затем несколько лет была шеф-редактором городского портала города Самары. В 2017 году стала специальным корреспондентом издания «Такие дела», в 2021 году выпустила книгу «15 путешествий по российской глубинке в поисках просвета». В 2022 году Волункова стала главным редактором «Таких дел».

«Такие дела» — российское интернет-издание, пишущее о социальных проблемах, краудфандинговая платформа. Издание основано Митей Алешковским (внесен Минюстом в реестр иноагентов) в 2015 году при благотворительном фонде «Нужна помощь».

Евгения Волункова (Фото Кристины Сырчиковой)

— Как вы стали главным редактором? И почему не побоялись возглавить СМИ в кризисные времена?

— После ухода с должности главреда Володи Шведова «Такие дела» долго не могли найти ему замену. Нам всегда было сложно найти человека на эту должность. Нужен человек, хоть что-то понимающий в социальной журналистике, благотворительности. Большая часть нашей работы — это работа с фондами, фандрайзинг. Тут еще журналисты начали уезжать из страны, а для нас было важно, чтобы главный редактор и редакция оставались в России.

Я на тот момент была спецкором. Не задумывалась ни о какой административной должности. Коллеги искали, искали, и тут главред National Geographic Андрей Поломарчук поделился со мной, что планирует уволиться. Я предложила ему попробовать пойти в наше издание — «Такие дела». Он очень воодушевился, начал работать, а через три месяца тоже решил уйти. У нас был сложный период тогда: начались сокращения, разговоры о том, как дальше существовать, что, может быть, нам тоже придется уезжать из России.

Все три месяца работы Андрея я ему помогала, вводила его во все процессы, параллельно сама в них разбираясь. И поскольку я уже вникла и работаю в «Таких делах» почти с основания, мне предложили, мол, попробуй. Я была в ужасе от одной только мысли о главредстве. Но снова вводить в курс дела «чужого» человека сил не было. Да и очередь из кандидатов не стояла. Так что я подумала-подумала и решила — о'кей, попробую.

— То есть вы не шли к этой должности целенаправленно?

— Есть журналисты, которые хотят вырасти в руководителей, а есть журналисты, которым всю жизнь нравится ездить в командировки и писать тексты. Я бы писала и писала. Я совсем не административный человек. Не представляла, что способна на те вещи, которые сейчас делаю. Так что решила, что, может быть, годик поработаю, а дальше мы кого-нибудь найдем, и я снова пойду в спецкоры, корона моя не упадет. Годик прошел, и, как видите, до сих пор никуда не ушла.

— Какие проблемы пришлось решать сразу?

— Мы сразу же начали отделяться от фонда «Нужна помощь». Это был очень тяжелый процесс во всех смыслах. Потому что базовые потребности издания закрывал фонд, ведь столько, сколько нам было нужно для работы, мы не собирали.

Интонация наша должна стать чуть более успокоительной

— Почему изданию было необходимо расстаться с фондом «Нужна помощь»?

— У фонда тоже начались финансовые трудности. Мы — большой проект, съедающий деньги. Когда Митя Алешковский ушел с должности руководителя фонда «Нужна помощь» и издателя «Таких дел», тогда и фонд, и редакция легли на плечи Сони Жуковой, которая на тот момент была директором «Нужна помощь». И Соня нам сказала: чуваки, вы выросли, дальше сможете сами. Тем более, что у фонда появилось новое медиа, которое закрывает их потребности и повестку. Так что мы решили, что пора пробовать выгребать самим.

И конечно, сразу встал вопрос, как мы теперь будем работать с благотворительными фондами. Все наши фандрайзинговые материалы мы готовили с фондом «Нужна помощь», его координаторы рекомендовали нам героев. Мы продолжаем делать фандрайзинги? Или мы уже их не делаем? Какая наша миссия? Куда мы идем? Про что мы будем писать, когда страну так трясет? Должны ли мы продолжать социальную повестку?

— Выбор интонации, пожалуй, это один из самых сложных вопросов для всех СМИ после 24 февраля.

— Мы решили, что должны остаться теми, кем всегда были — социальным медиа, которое занимается журналистикой решений. И должны продолжать писать про НКО, потому что мы им нужны. Только интонация наша должна стать чуть более успокоительной, что ли. Происходит катастрофа — не паникуем, разбираемся, что теперь с этим делать. Чтобы, читая нас, люди понимали, что не все потеряно, есть просвет. Что мы еще что-то можем менять к лучшему, можем бороться. Поэтому мы стараемся больше рассказывать о людях, их полезных инициативах. И делаем много инструкций по защите базовых прав человека, рассказываем, как бороться с тревогой, как и кому помогать, если есть такая потребность. А когда случается что-то, что всех касается и пугает, как, например, мобилизация, мы не только объясняем, что произошло и как быть, но еще и к психологам ходим за текстами. И читатели нас за них благодарят

Еще мы решили, что будем писать о том, как «спецоперация»* влияет на все сферы жизни в России (а она влияет, и еще как). Поскольку мы живем тут и даже не заблокированы (и, конечно, не хотим, чтобы это случилось), мы следуем законам, какими бы они ни были. Некоторые темы, ракурсы, формулировки нам не доступны, потому что чуть что — [наши публикации могут быть расценены как] «дискредитация» или «фейки». Как главный редактор я иногда прямо на стены лезу из-за того, что не могу взять в работу «опасную» тему. Но нам и социального фокуса хватает.

Например, мы рассказывали историю про то, как мобилизовали парня в глубинке, а у него больная мама, и он у нее один-единственный сын. Он сбежал из части, вернулся к ней, его судили за самоволку. Стоит ли судить человека за то, что ему родная мать дороже всего? Как вообще быть вот таким старикам, чьи дети уходят на фронт, оставляя их совсем одних? Или вот тоже про мобилизацию: мы готовили материал про то, как забрали единственного в селе ветеринара. Это большая потеря, люди не понимали, как свой скот лечить. Замены нет. Потом он погиб. Журналистка приехала к его родным в село, чтобы про это поговорить. Деликатно, не настаивая, естественно. Люди захлопнули перед ее носом дверь, а потом вызвали полицию. Ее задержали и допрашивали. Было очень страшно за нее, все разрешилось, слава богу. К журналистке, которая писала про больную маму мобилизованного, тоже бдительные люди участкового вызывали... В общем, тяжело сейчас работать, особенно если темы касаются мобилизации и так далее. Вдвойне тяжело, когда ты находишься при этом внутри страны и ездишь на места. Мы постоянно консультируемся с юристами, они очень помогают.

— И помимо этого — у издания финансовые трудности?

— Когда началась так называемая «спецоперация», у нас отвалилось большое количество подписок. Это было связано со многими факторами: перестали нормально работать Visa и Mastercard, люди стали переходить на карты «Мир» и другие. Кто-то уехал из страны — пропала возможность жертвовать деньги в рублях. Многие потеряли финансовую стабильность, обеднели буквально. Когда самому есть нечего, тут не до благотворительности. Стали закрываться бизнесы, которые нас поддерживали.

Мы сократили все, что можно, оставили минимум сотрудников. И все равно денег на работу не хватало. Я, наша новая издательница Юля Петропавловская и мои коллеги буквально пошли писать людям SOS-письма.

Бабушка прекрасна и достойна того, чтобы про нее прочитали

Я не умею просить деньги для себя, хотя всю жизнь занимаюсь фандрайзингом: пишу тексты и прошу денег для своих героев и для НКО. Мне коллеги говорят: ты же не для себя просишь, ты просишь для медиа, чтобы это же медиа помогало другим, — это нормально! Я это понимаю, но каждый раз, «когда пишу «дайте нам денег», хочется умереть». Недавно я попросила помощи у подписчика, который помог герою моего материала, а позже написал мне, мол, если будет нужна какая-то помощь, дайте знать. Вот я дошла до ручки и дала ему знать. Он подписался на регулярное пожертвование на «Такие дела» размером 100 000 рублей в месяц. Это большая помощь сейчас для нас. Но в основном на подобные просьбы я не получала ответа или получала ответ, например, что мы не можем вам помочь, мы сами в жопе. И все же кто-то переподписался с 200 рублей на 500, кто-то друзей подписал на нас — огромное всем этим людям спасибо!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Иван Фролухин. Frantsuza Bistrot, С.-Петербург Иван Фролухин. Frantsuza Bistrot, С.-Петербург

Шеф-повар из Duo Band запустил ренессанс французской кухни по всей России

Собака.ru
Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Вадим Спиридонов: вызывал сочувствие и симпатию даже в отрицательных ролях Вадим Спиридонов: вызывал сочувствие и симпатию даже в отрицательных ролях

Память об актере Вадиме Спиридонове хранит его вдова

Караван историй
Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить

Вы просыпаетесь и сразу тянетесь к телефону?

Maxim
Beauty-разбор: какими средствами для ухода пользоваться опасно Beauty-разбор: какими средствами для ухода пользоваться опасно

Разнообразие и доступность косметики не всегда работает в нашу пользу

Psychologies
ИИ делает краткосрочный прогноз погоды быстрее, чем традиционные модели ИИ делает краткосрочный прогноз погоды быстрее, чем традиционные модели

Модели прогнозирования погоды на основе ИИ лучше, чем традиционные

ТехИнсайдер
Цветы в постель Цветы в постель

Подозреваешь, что твой мужчина — нарцисс?

VOICE
Аквамену тоже нужно на чём-то ездить. Обзор Nokian Hakka Blue 3 SUV Аквамену тоже нужно на чём-то ездить. Обзор Nokian Hakka Blue 3 SUV

Шины Nokian Hakka Blue 3 SUV способны пережить и всемирный потоп

4x4 Club
Как правильно определять размер ноги – вы все это время ходили в обуви не вашего размера! Как правильно определять размер ноги – вы все это время ходили в обуви не вашего размера!

Как правильно измерять размер нужной вам обуви

ТехИнсайдер
Палеогенетики выявили семь поколений родственников эпохи неолита Палеогенетики выявили семь поколений родственников эпохи неолита

Палеогенетики отсеквенировали ДНК 99 человек, живших в эпоху неолита

N+1
Больше энергии и меньше тревоги: откуда брать витамин В12? Больше энергии и меньше тревоги: откуда брать витамин В12?

Продукты, в которых содержится витамин B12

ТехИнсайдер
Залив терпения: как нескольких поколений одной семьи жили на Сахалине Залив терпения: как нескольких поколений одной семьи жили на Сахалине

Глава из дебютного романа Марии Нырковой «Залив терпения»

Forbes
Donda Academy: что мы знаем о частной христианской школе Канье Уэста и зачем она ему Donda Academy: что мы знаем о частной христианской школе Канье Уэста и зачем она ему

Как устроена частная христианская школа Уэста и почему ее критикуют учителя

Forbes
Роботы и люди: как производят материнские платы на заводе в Шуе Роботы и люди: как производят материнские платы на заводе в Шуе

Как устроен завод по изготовлению материнских плат

СНОБ
Данте и Беатриче Данте и Беатриче

Рассматриваем картину британского художника Генри Холидея «Данте и Беатриче»

Дилетант
Физические нагрузки не улучшили когнитивный статус у пожилых с коротким сном Физические нагрузки не улучшили когнитивный статус у пожилых с коротким сном

Как связаны сон, физическая активность и когнитивный статус у пожилых людей?

N+1
Тимур Соловьев: искусство быть бодрым по утрам Тимур Соловьев: искусство быть бодрым по утрам

История-пробуждение от ведущего утренних эфиров Тимура Соловьева

Maxim
Почему главными гонками в России обречен стать дрифт Почему главными гонками в России обречен стать дрифт

Низкий порог вхождения, локальные герои и понятный формат

Maxim
Астрономы используют дипфейки, созданные ИИ, для исследования солнечной атмосферы Астрономы используют дипфейки, созданные ИИ, для исследования солнечной атмосферы

Как созданные ИИ изображения помогают исследовать корональный солнечный дождь

ТехИнсайдер
Отрывок из второго сезона аудиосериала Дарьи Бобылевой «Магазин работает до наступления тьмы» Отрывок из второго сезона аудиосериала Дарьи Бобылевой «Магазин работает до наступления тьмы»

Отрывок из мистического книжного сериала писательницы Дарьи Бобылевой

СНОБ
Без огонька Без огонька

Как избежать штрафа за разведение костра на природе и дачном участке

Лиза
Астрономы впервые увидели, как рождаются газовые гиганты, подобные Юпитеру Астрономы впервые увидели, как рождаются газовые гиганты, подобные Юпитеру

Ученые смогли лучше понять процесс формирование огромных газовых гигантов

ТехИнсайдер
Первые успехи и неудачи: как ситуации из детства влияют на самооценку — наглядный пример Первые успехи и неудачи: как ситуации из детства влияют на самооценку — наглядный пример

Как научиться чаще замечать собственные успехи?

Psychologies
Россия наращивает производство и экспорт удобрений несмотря на препятствия Россия наращивает производство и экспорт удобрений несмотря на препятствия

Производство удобрений растет, а экспорт приближается к рекордным показателям

Forbes
Слияние, отдаление, контакт, близость: как пройти 4 стадии дружбы Слияние, отдаление, контакт, близость: как пройти 4 стадии дружбы

Почему мы теряем друзей?

Psychologies
Средство от хаоса Средство от хаоса

Пора переосмыслить цели и само понятие технического прогресса

Деньги
Не будущее, а всегда существующее Не будущее, а всегда существующее

Яков Чернихов как единственный в СССР создатель архитектурного абсолюта

Weekend
6 глэмпингов в Подмосковье 6 глэмпингов в Подмосковье

Отдых на природе не обязательно предполагает сон в палатке и умывание в реке

СНОБ
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Открыть в приложении