«Парадокс о мандарине»: как безнаказанность влияет на наше поведение
Нормы морали — важная часть формирования общества. Они задают правила, по которым это общество существует, и являются одним из ориентиров при принятии тех или иных решений. Действует ли мораль в условиях безнаказанности, или карательные меры закона — это единственный по-настоящему действующий сдерживающий фактор, рассуждает мастер-коуч Ольга Рыбина
Готов ли человек принять решение об убийстве другого, если тот находится на другом конце земного шара, а для убийства достаточно лишь усилия воли? При этом человек получает большое денежное вознаграждение и гарантированно не понесет никакого наказания. Такой этический вопрос был сформулирован французским писателем Шатобрианом в книге «Гений христианства» еще в начале XIX века. Он получил название «парадокс о мандарине». Шатобриан писал: «О совесть! Что ты такое, хотел бы я знать, — всего лишь призрак воображения или же страх наказания? Я спрашиваю себя: «Если б ты мог одним усилием воли убить человека в Китае и унаследовать его имущество в Европе, с абсолютной, сверхъестественной уверенностью, что никто никогда не узнает об этом, ты бы решился на это?»
Ситуации, когда безнаказанность порождает агрессию, много раз описывались в литературе и кино, например, в книге Уильяма Голдинга «Повелитель мух», фильме Ларса фон Триера «Догвилль» или эксперименте Марины Абрамович. Такое поведение, при котором выбор человека диктуется не внутренними этическими принципами, а лишь наличием или отсутствием наказания за поступок, кажется нам аморальным, но для того, чтобы это утверждать, стоит разобраться в истоках самой морали человека.
Мораль — это совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.
Главный принцип морали: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе». И это правило имеет биологические основы.
Биологические основы морали
Роберт Сапольски, американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, утверждает, что модель «око за око, зуб за зуб» характерна для многих видов животных. Согласно этой модели, группа животных будет оказывать помощь индивиду до тех пор, пока он вносит свой вклад на пользу этой группы. Такие социальные инстинкты призваны контролировать поведение в группе и не допускать паразитизма отдельных индивидуумов и основаны они на том, что за проступком последует наказание. Антрополог Робин Данбар предположил даже, что один из поводов к развитию языка у человечества — это необходимость распространять информацию о нарушениях общественных норм.
Также всем социальным животным свойственно четкое деление на «своих» и «чужих». Для древнего человека, как и для его предков, человекообразных обезьян, было характерно групповое развитие общества, при котором внутригрупповой альтруизм сопровождался агрессией по отношению к представителям другой группы. Такое поведение могло обеспечить наибольшую конкурентоспособность как группы, так и всего вида в целом. Именно поэтому оно закрепилось на уровне генов.
В своей книге «Эгоистичный ген» Ричард Докинз пишет: «Преобладающим качеством преуспевающего гена должен быть безжалостный эгоизм. Генный эгоизм обычно дает начало эгоистичности в поведении индивидуума. Однако при некоторых особых обстоятельствах ген способен лучше всего достигать собственных эгоистичных целей, поощряя ограниченную форму альтруизма на уровне индивидуальных животных».