Главные правила успешных переговоров
Ведение переговоров — один из ключевых навыков поддержания бизнеса. Майя Мухамеджанова, CEO лаборатории Soft Skills Lab и одна из создателей онлайн-симулятора по решению конфликтов, делится главными правилами проведения деловых переговоров, сформулированными на основе анализа более двух тысяч бизнес-кейсов
Мы постоянно общаемся. И если при общении с кем-то у вас возникают разногласия, то наступает время переговоров. Бывает так, что при обсуждении деталей будущего сотрудничества может возникнуть ряд спорных моментов — именно на этом этапе необходимы определенные навыки коммуникации.
Прием первый: стратегическая подготовка
Перед началом переговоров лучше проанализировать ситуацию. Чтобы деловая встреча прошла успешно, нужно разложить ее на несколько составляющих:
- Процессы — расписать все возможные взаимодействия между сторонами. Кто, что, как и когда делает. Какие нарушения могут быть допущены, кто и каким образом будет их исправлять.
- Юридическая сторона — разберите ситуацию с точки зрения законодательства. Посмотрите, какие права и обязанности возникают у каждой из сторон.
- Финансовая сторона — вы должны четко понимать, какие финансовые обязательства и какая выгода возникают у вас при соблюдении договоренностей с партнером. Предусматривает ли сотрудничество дополнительные расходы с вашей стороны в случае допущения ошибок и какова вероятность их возникновения.
- Эмоциональная сторона — не забываем, что в переговорах важны не только технические, юридические и финансовые моменты. Это еще и про людей. Поэтому важно уделять особое внимание этике и психологии взаимодействия между людьми. Определите мотивы, которыми руководствуются участники переговоров, что движет каждой из сторон, кто и от кого зависит в психологическом плане, какие чувства и эмоции испытывают собеседники.