#glam_сериал: «Топи»
Придуманная Дмитрием Глуховским мрачная аллегория русской жизни — еще не отечественный «Твин Пикс», но близко. Кинокритик Егор Москвитин объясняет, чем хороша эта история и что вообще сейчас происходит с российскими сериалами и стримиговыми сервисами.
Благодаря пандемии и национальному затворничеству рынок онлайн-кинотеатров в 2020‑м году вырос даже больше, чем ожидалось, — на 56 % вместо прогнозируемых 35‑45 %. Это огромная цифра: для сравнения, американский рынок в 2021‑м году должен увеличиться только на 9,3 %. Пока темпы общего роста остаются высокими, онлайн-кинотеатры не столько соперничают друг с другом (хотя и без этого не обходится — взять хотя бы ценовой демпинг новых игроков), сколько сообща борются с инертностью потенциального зрителя. Их коллективная задача — убедить нас в том, что за контент стоит платить. Пока с этим согласны лишь 8,5 млн россиян. При этом самая высокая доля «неплательщиков» — 70 % — среди людей от 18 до 34 лет. Хотя, казалось бы, прогрессивный, ответственный класс!
На борьбу с этими уклонистами и брошены все творческие и организаторские силы нашей сериальной индустрии. Поэтому в ближайшие годы зрителей ждет мощный поток новых историй — который, скорее всего, рано или поздно будет назван «золотым веком». Это видно, к примеру, по старту стриминга KION, который, придя на рынок последним, в первый же месяц своего существования запустил около десятка новых сериалов. И это заметно по количеству заявок на фестиваль «Пилот», который проводят в Иванове Валерий Тодоровский, Александр Цекало, Федор Бондарчук, Александр Акопов и другие первопроходцы жанра. На место в конкурсе в этом году уже претендует больше 40 пилотов — несмотря на то, что прошлый съемочный год был тяжелым и сонным.
При этом сам фоторобот заветной аудитории определяет этику и эстетику стриминговых сериалов. Существует гипотеза, что люди от 18 до 34 лет ощущают себя частью глобального и открытого мира, но чувствительны к событиям внутри страны; не делают протекционистских скидок для «отечественного продукта», но хотят видеть истории «про себя»; стремятся к свободе во всех ее проявлениях, но уважают чужие границы; и способны обращаться за помощью и к друзьям, и к психотерапевтам. А еще эти люди в какой-то степени выстраивают свои социальные, профессиональные и личные отношения в соответствии