Под прикрытием
В 2021 году у нас есть все необходимое для того, чтобы получать от солнца максимум пользы и минимум вреда: это и факты, подтверждающие, что УФ‑излучение опасно, и санскрины, которые становятся все более приятными и эффективными.
Строго говоря, до конца XIX века солнце не пользовалось особым спросом, и все, кто мог позволить себе спрятаться от его лучей, — прятались. И только в 1890‑х датский ученый Нильс Финзен представил миру гелиотерапию — методику лечения туберкулеза, оспы и рахита солнечным излучением. Эффект был столь впечатляющим, что уже к началу XX века было открыто несколько специализированных и довольно дорогих «санаториев загара», а сам Финзен получил Нобелевскую премию. Вскоре появились и первые в новейшей истории солнцезащитные масла, которые были скорее для, а не против загара: Chanel Huile Tan (1927), Jean Patou Huile de Chaldée (1929), Ambre Solaire (1935). С современными санскринами их роднит тот факт, что в их составе в небольшом количестве содержались светоотражающие минералы (оксид цинка и диоксид титана) — для подстраховки от ожогов. О полноценной же защите от солнечного излучения заговорили лишь в 1940‑х: считается, что первым тревогу забил профессор Франц Грейтер. Увлеченный альпинист, он так устал обгорать в горах и наблюдать последствия в зеркале, что создал собственный крем, защищающий от ультрафиолета, и назвал его Piz Buin в честь одной из альпийских вершин (марка существует до сих пор). Пожалуй, с этого все и началось.
Спустя почти 80 лет вся SPF‑индустрия прочно стоит на двух китах: физических и химических фильтрах. Физические (неорганические, минеральные) — это все те же диоксид титана и оксид цинка. Отличие лишь в том, что сегодня они могут встретиться в наноформе — благодаря этому текстура средства меньше напоминает зубную пасту. Минус у них один: они остаются на поверхности кожи и легко смываются водой или стираются полотенцем. Химические (или органические) фильтры не отражают ультрафиолет, а поглощают его. Если нанести такой санскрин по всем правилам, за 15‑20 минут до выхода на солнце, он впитается, и ему не будут страшны ни вода, ни полотенце. «Но его все равно нужно обновлять: химические фильтры постепенно окисляются и перестают действовать через 2‑3 часа. Поэтому и разработки последних лет нацелены на то, чтобы солнцезащитные средства лучше держались на коже и дольше сохраняли свои свойства», — говорит косметолог Ирина Ткачева, эксперт Librederm.
Безопасна ли солнцезащита?
Любопытная история случилась два года назад в США. В 2019‑м FDA (Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) опубликовало поправки, касающиеся солнцезащитной косметики. Из них — неожиданно — стало известно, что только два из 16 разрешенных на рынке фильтров полностью безопасны: те самые диоксид титана и оксид цинка. Другие два (аминобензойная кислота и салицилат троламина) признаны опасными. Оставшаяся дюжина получила пометку «мало данных, нуждаются в дополнительных исследованиях». Спустя год дополнительные исследования поставили под угрозу запрета еще четыре компонента (авобензон, оксибензон, октокрилен и экамсул) — их остаточные следы обнаружили в крови добровольцев. В результате у людей непосвященных возник вопрос: неужели солнцезащитные средства настолько не изучены и небезопасны?