Француз с русской душой: удивительные забайкальские приключения Егора Барбота де Марни
История знает немало случаев, когда приехавшие в Россию на время иностранцы оставались навсегда и верно служили стране. Их потомки продолжали дело своих отцов
Таков был и наш герой — выходец из французских дворян, выдающийся горный администратор, ученый, основатель одного из первых минералогических музеев страны Егор Егорович Барбот де Марни.
Загадочная биография
Обычно рассказ о жизни известного человека начинается с краткой истории его семьи. К сожалению, сведения о родителях Егора Егоровича Барбота де Марни фрагментарны и противоречивы. Многие исследователи считают, что его отец, французский дворянин и протестант Жорж (Георг) Барбот де Марни, покинул родину вследствие отмены Людовиком XIV Нантского эдикта, гарантировавшего веротерпимость.
По одним сведениям, он поступил на службу к Петру I. По другим данным, Жорж Барбот де Марни родился около 1717 года, служил в чине капитана во французской армии, а в Россию приехал в годы царствования императрицы Анны Ивановны. Служил комендантом крепостей Фридрихсгамн, Лаппеенранта, Выборгской крепости, командовал Выборгским пехотным полком. В 1776 году вышел в отставку, а через восемь лет умер в Оренбурге.
Жорж Барбот де Марни был трижды женат. В браке с немкой Фредерикой Луизой фон Брандт в 1743 году у него родился сын, которого по западноевропейской традиции нарекли двойным именем Егор-Барбот. Так что правильно его имя звучит как Егор-Барбот Егорович де Марни. Но в России его второе имя было воспринято как часть фамилии, которая в итоге закрепилась за всеми представителями этого рода в России.
Скорее всего, с раннего детства Егор, наряду с русским, изучал немецкий и французский языки, на которых говорили его родители. В зрелом возрасте знание языков помогло ему общаться с выдающимися учеными Европы, переводить их труды.
В 1751 году его по традиции зачислили на военную службу — в XVIII веке дети знатных высокопоставленных особ с малолетства числись в полках и получали воинские звания. Не стоит удивляться, что Барбот де Марни уже в 1774 году состоял в звании секунд-майора. К этому времени он обзавелся семьей, женившись в 1768 году на Христине Хельдвиг фон Брандт, которой было тогда 16 лет. Его юная супруга приходилась племянницей адмиралу Александру фон Крузу.
Карьера в Забайкалье
Весной 1775 года года Барбот де Марни прибыл в Забайкалье для прохождения службы в Нерчинском горном батальоне — воинском подразделении, сформированном для охраны Нерчинских заводов и рудников. Он приехал в сопровождении капрала и 13 рядовых из команды прапорщика Тыркова, порученных ему вследствие повеления Василия Васильевича Нарышкина, недавно определенного командиром заводов.
На тот момент заводами еще управлял родственник прославленного полководца Василий Иванович Суворов. Он сумел добиться рекордной выплавки серебра, создал Канцелярию горного начальства и упомянутый батальон. Его управление считалось образцовым, и Барбот де Марни, будучи амбициозным офицером, хотел добиться подобных успехов.
Впрочем, взлету карьеры Егора Егоровича способствовал не Суворов, а пришедший ему на смену Нарышкин, оказавшийся одиозным, склонным к авантюрам командиром. Василий Васильевич происходил из знатного аристократического рода, пользовался покровительством генерал-прокурора Сената А.А. Вяземского. Приехав на новое место службы в мае 1775 года, он вскоре заперся в своем доме, принимал у себя чиновников, собирал сведения о злоупотреблениях и нарушениях. Ходили слухи, что взаперти Нарышкин пристрастился к алкоголю, но не забывал усердно молиться.
Между тем Барбот де Марни вместе с князем Григорием Кугушевым проверял рудники и заводы. Результаты их осмотра показывали, что на заводах катастрофически не хватает руды. Ревизоры предложили, чтобы канцелярия Нерчинского горного начальства повысила плату за перевозку руды из казенных рудников и разрешила заниматься этим «всякого рода и состояния людям». Сообщение Барбота де Марни и Кугушева о поездке по заводским местам по сути было предупреждением о том, что время рекордных выплавок серебра заканчивается, и необходимо принимать меры для улучшения производственных показателей.