Как однокурсник Марка Цукерберга строит глобальную фабрику стартапов
В 2003 году Магнус Граймлэнд, отслужив в норвежском спецназе, поступил в Гарвардский университет — в то время там уже учился Марк Цукерберг. Поработать на компанию Цукерберга Граймлэнду не удалось, зато получилось создать свою. Сегодня Antler, которая сочетает в себе признаки стартап-студии, инкубатора, акселератора и венчурной фирмы, управляет 21 офисом на шести континентах. Она инвестировала в более чем 450 стартапов.
В 2003 году, окончив двухлетнюю службу в военно-морском спецназе Норвегии, 23-летний Магнус Граймлэнд поступил на первый курс Гарварда. В нем сразу же разгорелся технический азарт, который и привел его в нужное время в нужное место. Граймлэнд подружился с одноклассником по имени Эдуардо Саверин, а на занятиях греблей познакомился с Кэмероном и Тайлером Уинклвоссами. Он мог бы даже поработать на Марка Цукерберга в TheFacebook (принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), как он тогда назывался, если бы все его время не уходило на учебу, спорт и уход за маленьким сыном.
«Я был близок к тому, чтобы подать заявку на одну из их стажировок. Поначалу они нанимали практически всех подряд, — с кривой ухмылкой вспоминает Граймленд. — Думаю, любой, кто прошел эти стажировки, сейчас невероятно богат».
В отличие от Саверина, который был одним из соучредителей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и чье состояние сейчас оценивается в $11,4 млрд, или неоднозначных близнецов Уинклвосс (состояние каждого оценивается в $4 млрд), Граймлэнд лишь слегка прикоснулся к феномену Цукерберга. Но он заразился страстью к предпринимательству. После выпуска и работы в McKinsey Граймлэнд продолжил работу на другого интернет-миллиардера, Оливера Самвера из Rocket Internet, и помог ему превратить компанию из Люксембурга Global Fashion Group в конгломерат электронной коммерции с объемом продаж более $1,6 млрд. Теперь Граймлэнд хочет найти новый подход к инвестированию в стартапы.
Его очередной проект, Antler, был основан в Сингапуре, но не имеет официальной штаб-квартиры. Antler пытается сочетать в себе признаки стартап-студии, инкубатора, акселератора и венчурной фирмы и стать международной машиной по производству стартапов. Граймлэнд пытается повторить на более ранних стадиях жизни стартапа то, что Sequoia сделала в венчурном капитале, а Y Combinator — как акселератор. Antler рыщет по миру в поисках потенциальных основателей — нередко из развивающихся рынков, таких как Джакарта, Найроби, Сан-Паулу и Хошимин, которые, как считает Граймлэнд, игнорируют другие венчурные инвесторы — и часто забирает их из успешных компаний вроде Cisco и McAfee.
«Нам это очень нравится, — говорит Граймлэнд. — Например, мы связались с руководителем разработки продукта в Spotify и сказали: «Привет, поздравляем с созданием Spotify. Но не пора ли тебе уйти и построить свой бизнес на миллиард?»
Некоторых основателей Antler пригласили. Другие нашли программу сами. Но участие не гарантировано никому, и все должны пройти через один и тот же процесс подачи заявки. В этом году Граймлэнд рассчитывает получить около 100 000 заявок, из которых приняты будут примерно 2,5%. Те, кто присоединяется к программе, уходят со старой работы в надежде, что им удастся создать что-то получше. Antler предлагает только стипендию в размере до $2500, чтобы покрыть расходы на проживание.
Программы длятся от шести до 12 недель, в течение которых участники ищут сооснователей, разрабатывают бизнес-модель и пытаются убедить Antler, что они достойны первичного финансирования. Обычно Antler решает, будет ли инвестировать (как правило, от $100 000 до $200 000 за долю 10%) до того, как компания будет зарегистрирована.