Формы угнетения: как дресс-код связан с гендерным неравенством
Скромная одежда
Когда в сентябре 2019 года стартовала крупная международная арктическая экспедиция MOSAiC, вскоре после ее начала женщинам, находившимся на одном из двух исследовательских судов — российском «Академике Федорове», — объявили о запрете носить обтягивающие и «сексуальные» вещи. Например, одежду для йоги или теплые шерстяные леггинсы. Формально поводом для разговора стало появление одного из участников экспедиции на капитанском мостике в пижаме — это было расценено как неуважение к членам экипажа. Но затем женщинам намекнули, что скромность в одежде убережет их от домогательств со стороны моряков, слишком долго пробывших в море.
Требование скромности — одно из самых ранних в истории предписаний женского дресс-кода. Оно исходит из предположения, что не привлекающий внимания, не «вызывающий» наряд может спасти женщину от посягательств на ее безопасность, однако это опровергается практикой. В 2013 году в зале Студенческого союза Университета Арканзаса прошла выставка «Во что ты была одета?» — на ней были представлены аналоги вещей, которые были на женщинах в моменты изнасилований. Выставка, наглядно показавшая, что мешковатые свитера и невзрачные джинсы не спасают от нападений, превратилась в социальную франшизу и регулярно проходит по всему миру — в том числе в России.
О том, что скромный наряд не спасает от домогательств, рассказывают и участницы движения #MeToo из мусульманских стран. Их истории приводит The Independent: «В Пакистане на базаре меня схватили за промежность. Было очень многолюдно, и я не видела, кто это сделал. Я была одета в никаб (головной убор с прорезью для глаз, полностью закрывающий лицо, — Forbes Woman). До этого, когда мне было 16, портной, снимавший с меня мерки в присутствии моей матери, ощупывал мою грудь, а я даже не понимала, что происходит», «Хиджаб не остановил мужчину, который меня изнасиловал». Журналист Джош Шахрияр, пишущий для The Guardian и PBS Frontline, рассказывает, как в детстве сопровождал свою сестру в школу: «Каждый рабочий день в течение многих лет, пока мы вдвоем шли к школе, мужчины смотрели на нее, оценивали ее тело за темной одеждой, шептали что-то друг другу, делали [неприличные] жесты, улюлюкали, смеялись, говорили, что она красивая, — хотя единственное, что можно было разглядеть у моей сестры, были ее глаза». Шахрияр упоминает проповедников, которые, призывая мусульманок одеваться скромно, указывают на высокое количество изнасилований на Западе, но «игнорируют тот факт, что сексуальное насилие в консервативных обществах невидимо из-за табуированности и связанной с ним стигмы».
Требование скромности лежит и в основе школьного дресс-кода. В 2015 году одну из учениц Средней школы округа Вудфорд (штат Кентукки) вызвали к директору, а затем на день отстранили от занятий за то, что ее топ и кардиган не прикрывали ключицы — по мнению педагогов, это отвлекало от учебы мальчиков. Несколько подобных случаев спровоцировали в США широкую общественную дискуссию не только об устаревших нормах, но и о дискриминации девушек, на которых возлагается ответственность за способность юношей быть внимательными на уроках. В результате в штате Орегон местное отделение Национальной организации женщин даже разработало обновленную политику внешнего вида для школ: она не столько предписывает, какой одежда должна быть, сколько устанавливает некоторые ограничения (на демонстрацию интимных частей тела или белья, скрывание лица, использование символики криминальных группировок и т.п.).
Костюмы и каблуки
В 1938 году воспитательница детского сада Хелен Халик пришла на заседание суда Лос-Анджелеса, чтобы дать показания против двух мужчин, обвиняемых в ограблении. Однако в итоге оказалась под стражей сама — за ношение брюк. Заседание несколько раз переносили, но Халик каждый раз приходила в брюках и отказывалась переодеваться: «Они удобные!». Судья счел это препятствованием отправлению правосудия и отправил Халик на пять дней в тюрьму, где ей тут же выдали форменное платье.
Запрет на ношение мужских вещей (как и запрет на отказ от специфических женских предметов гардероба) — еще одно традиционное требование женского дресс-кода, восходящее еще к библейским временам. Попытки преодолеть его нашли свое отражение в сарториальных практиках деловой среды — присутствие в ней женщин с самого начала многими воспринималось как посягательство на мужские привилегии. В 1950-е женщины носили строгие юбочные костюмы, аналогичные мужским брючным. В 1960-е в моду вошли блузки с бантом — по словам CEO Hewlett Packard Мег Уитман, в качестве эквивалента галстука: «Это была наша попытка быть женственными, но при этом вписаться в то, что тогда было мужским миром». В 1970-е в женском гардеробе окончательно закрепились брюки. А 1980-е запомнились как эпоха пауэр-дрессинга — с короткими стрижками и массивными подплечниками, исключающими любой намек на женственность.