Человек с киноаппаратом: 5 женщин-режиссеров, стоявших у истоков кинематографа
Первая российская женщина-режиссер Ольга Преображенская сетовала, что ее фамилию на афишах или переделывали в мужскую, или не упоминали вовсе. Вспоминаем ее и других женщин, создававших киноиндустрию
Алис Ги-Блаше (1873–1968)
Первая в мире женщина-режиссер, сценарист, продюсер, основательница и президент собственной кинокомпании, француженка Алис Ги-Блаше начинала в качестве секретаря Луи Гомона — главы компании Comptoire General de la Photographie (позже он ее выкупил и назвал своим именем). Вместе со своим боссом Алис Ги присутствовала на демонстрации синематографа, устроенной братьями Луи и Огюстом Люмьерами 22 марта 1895 года в парижском Обществе поддержки национальной промышленности. Гомон увидел в изобретении новую возможность для документирования событий; Алис Ги-Бланше, в свою очередь, первой задумалась о том, что кино может рассказывать истории.
В свободное от работы время она начала снимать минутные зарисовки (ее босс эту затею не одобрял, поскольку не видел в ней перспектив), а в 1896 году сняла свой первый фильм — «Капустная фея, или Рождение детей». Некоторые исследователи, впрочем, полагают, что он мог появиться еще раньше, до «Политого поливальщика» братьев Люмьер, который официально считается первым фильмом в истории.
В 1897 году в возрасте 23 лет Алис стала руководительницей отдела кинопроизводства компании Gaumont. На протяжении десяти лет она единолично отвечала за постановочные фильмы компании: писала сценарии, продюсировала, монтировала, экспериментировала со звуком, используя хронофон, а также обучала стажеров, среди которых были будущие великие режиссеры Жорж Мельес и Луи Фейад. В одном из интервью позже она говорила, что в кино нет такой работы, которую не могла бы выполнить женщина, и что этот вид искусства приведет к всеобщему равенству. Словно пытаясь угадать, как это будет, в 1906 году Ги сняла фильм «Результаты феминизма» (рабочее название — «В 2000 году»), в котором мужчины и женщины кутят и соблазняют мужчин, а те занимаются домашним хозяйством и детьми.
В 1907 году она вышла замуж за англичанина Эрбера Блаше и переехала с ним в Америку, где основала собственную кинокомпанию Solax. Компания производила по три фильма в неделю и зарабатывала $60 000 в год. Но в 1913 году президентом компании стал ее муж, и бизнес развалился. В 1922 году пара развелась.
Алис вернулась на родину и обнаружила, что о ней забыли, ее фильмы утрачены, а заслуги приписывают бывшим ученикам. В 2018 году восстановить справедливость попытались сценаристка Элисон Макмахан и режиссер Памела Б. Грин, снявшие документальный фильм «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше».
Лоис Вебер (1879–1939)
Одна из самых влиятельных женщин американского кино, наиболее плодотворная в эпоху «Великого немого», Лоис Вебер дебютировала в качестве актрисы в 1905 году в американском подразделении студии Gaumont (там же она встретила своего будущего мужа — режиссера Филлипса Смоли).