Каким будет образование для бедных и для богатых
Пандемия так или иначе внесла изменения практически во все сферы нашей жизни, в образование в том числе. Школьники и студенты перешли на удаленное онлайн-обучение. Для многих родителей это стало испытанием, и они вздохнули с облегчением, когда дети вернулись в классы и аудитории. Но страх, что образование полностью перейдет в онлайн-формат, а за личное общение с преподавателем придется платить, сохранился. Какое образование будет доступно бедным, а какое — богатым, рассказал Алексей Мисютин, учредитель школы «Алгоритм», эксперт в области цифровизации образования и особенностей британских и российских академических квалификаций.
Онлайн-образование — для бедных?
Утверждение, что онлайн-образование — это только для бедных, а офлайн — только для богатых, очень поверхностно. Оно основано на стереотипном отношении к онлайн-продуктам как к чему-то дешевому, а потому менее качественному.
Отчасти это отношение сформировалось по итогам первых практик онлайн-обучения, когда оно по сути сводилось к записи лекций. А в условиях пандемии, когда все образование вынужденно перешло в онлайн и пыталось там воспроизвести офлайн, получилась лишь жалкая копия традиционного обучения. Отсюда разочарование в онлайн-формате и страх, что офлайн отберут навсегда.
Изменения в образовании неизбежны, его цифровизация идет в плотной связи со сменой парадигмы образования. И ностальгия по советскому образованию не остановит эту трансформацию. Неправильно отрицать те преимущества, которые уже сейчас дает нам онлайн. Взять хотя бы различные платформы МООК (MOOC — Massive Open Online Courses), на которых неограниченное количество людей может прослушать лекции от преподавателей из лучших мировых университетов за минимальную плату или вовсе бесплатно. Можно ли назвать это контентом для бедных? Это доступно, поскольку напрямую в работу с учащимися вовлечено ограниченное количество людей. Но при этом МООК-платформы — отличный образовательный инструмент для учащихся независимо от их материального положения, который на данном этапе еще ищет пути для развития.
Самое крупное изменение в системе школьного и профессионального образования — внедрение гибридной модели обучения, то есть комбинация онлайн- и офлайн-элементов. В настоящее время именно это — оптимальный подход, потому что нельзя игнорировать преимущества, которые дает современная цифровая образовательная среда. И зарубежные университеты, и некоторые российские образовательные организации активно переходят на гибридное обучение. Это позволяет ученикам и студентам получать образование в максимально информативном и удобном виде, а образовательной организации — обеспечить вариативность и гибкость, при этом повысить пропускную способность, масштабировать программы.
Лекционный компонент, который присутствует в большинстве учебных программ, гораздо удобнее в онлайн-формате — к цифровому контенту всегда можно вернуться при необходимости. Плюс образовательным учреждениям не нужно держать большую физическую инфраструктуру для организации лекций. А вот практическая и проектная работа в небольших группах всегда результативнее очно.
Окончить 9 классов и пойти в колледж — для бедных?
Существует еще один миф об образовании для бедных, что раннее профессиональное образование, то есть после 9-го класса — это удел недоучек. В последнее время нарастает тренд на этот вариант образования и увеличивается процент тех семей, которые достаточно осознанно выбирают такой формат.