Тенденции и стратегии винной индустрии в тезисах спикеров Винной ассамблеи

ForbesСтиль жизни

Тренды, стратегии, госрегулирование

Первая Винная ассамблея, приуроченная к объявлению итогов рейтинга Top100Wines.ru, стала местом яркой и содержательной дискуссии о задачах, которые решают российские виноделы, и целях, к которым они стремятся, а также о будущем национального виноделия. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные тезисы ключевых спикеров Винной ассамблеи.

Алексей Плотников, исполнительный директор Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России

ФСРО — сообщество виноделов или квазиминистерство? Кто будет определять правила игры?

По какой-то непонятной, необъяснимой для меня причине многие воспринимают ФСРО как некий ЦК КПСС с пухлым альбомом директив, которые будут разбрасывать в регионы. Сам принцип ФСРО иной. Ее функционал сформулирован в 9-й статье Закона «О виноградарстве и виноделии». Там установлен принцип, при котором выработку дополнительных стандартов качества, требований, ограничений по технологиям производства вина и так далее осуществляют региональные комитеты и советы, которые создаются в виноградовинодельческих зонах и, при необходимости, даже в отдельных терруарах. Именно им принадлежит право формулирования этих самых дополнительных требований. Ровно по этому же принципу организовано регулирование в подавляющем большинстве винодельческих стран мира. Поэтому отвечаем на вопрос, не боимся ли мы зарегулировать отрасль: нет, не боимся, потому что мы не являемся чем-то инородным для отрасли, мы состоим из виноградарей и виноделов. На учредительном собрании за создание ФСРО проголосовали виноградари, представляющие в сумме чуть больше 62% от Федерального реестра виноградных насаждений. Мы находимся внутри отрасли, мы не собираемся регулировать ее как-то извне, в отрыве от потребностей. В состав учредителей вошло 109 компаний, которые представляют все без исключения винодельческие регионы страны.

О судьбе уже существующих ЗГУ и ЗНМП: будут ли они пересматриваться?

В категориях «будут — не будут» ответить довольно просто. С очень большой вероятностью будут. Но, во-первых, инициатором такого движения должны быть сами регионы и сами виноделы. Во-вторых, процесс этот совершенно точно не будет носить массового характера, это будет индивидуальная работа с каждой конкретной зоной. Здесь большую роль сыграет не только мнение самих виноградарей и виноделов, но и результаты всестороннего исследования качества вин. Особый упор в оценке качества российских вин планируется делать не только на сложившуюся уже богатую практику органолептических дегустаций в числе региональных дегустационных комиссий, центральной дегустационной комиссии, которую еще предстоит создать, но и на средства объективного лабораторного анализа. Чтобы хотя бы физико-химические параметры вин, производимых в одном регионе, держать в том диапазоне значений, которые согласуют сами виноделы, договорившись, что вот этот диапазон — это и есть наше ЗГУ. Поэтому это совершенно плановая, системная работа, и ее направлением и целью будет рост качества.

Зачем государство поддерживает виноделие?

У этого вопроса есть и экономический, и культурологический, и политический аспекты. Если говорить об экономике, мы можем посмотреть на статистику, какими площадями виноградных насаждений обладала наша страна в советское время, и понять, что потенциал роста у нас есть. И если через 5–10 лет среднестатистический обыватель нашей страны сможет с легкостью назвать два-три своих любимых сорта винограда, вино из которых он предпочитает, это будет совершенно другая страна.

Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России

Стала ли Россия винодельческой державой?

Я очень хорошо помню, как лет 15 назад я говорил про российское вино, а на меня смотрели удивленно, смеялись, показывали пальцем. Теперь же мы имеем полное право называться винодельческой державой. Мы, как и положено серьезным винодельческим державам, имеем закон о винограде и вине, государственные органы стали уделять этой отрасли достаточно много внимания. И, что самое главное, в отрасль пошли инвестиции. Ежегодный размер государственных субсидий — 2,4 млрд рублей. Плюс еще компенсация ставки по кредитам, деньги, которые идут по программе мелиорации. На круг получится 3 млрд рублей. Но если взглянуть, сколько сегодня бизнес вкладывает в эту отрасль, то получим цифру не менее 20 млрд рублей. Конечно, мы все мечтаем, чтобы вкладывали в разы больше. Вот тогда все закипит. И я абсолютно уверен в перспективах отрасли. Потому что страны с более разнообразными природными условиями, чем Россия, с точки зрения вина в мире нет, если только Соединенные Штаты. Остальные страны очень «специализированные». Не успело солнышко взойти, климат на полградуса изменился, уже во Франции, в Испании кричат: караул, наш виноград весь высох. А в России при любом изменении климата можно переместить зону выращивания винограда в ту или другую сторону. Если посмотреть на Европу, там малейшие заморозки весной — и все, урожая нет. А мы в России выращиваем укрывной виноград в зонах, где зимой бывает минус 28–30 градусов.

Мы к этому привыкли. Наши природно-климатические условия, людские ресурсы, традиции, опыт, знания позволяют производить вина любого стиля, практически повторяя большинство винодельческих регионов мира, при этом имея свои отличительные особенности. И финансовый момент. Если взять один гектар земли, то количество налогов, которое получает государство от виноградника, во много раз превышает количество налогов с любой другой культуры. Поэтому государству это просто выгодно.

И конечно, вино — это часть культуры. Россия должна сохранять и этот кусочек своей культуры. Россия — шестая страна в мире по объему потребления вина, но в то же время пока еще только двенадцатая по объему производства. Если мы взглянем сейчас на полки, то поймем, что полки заняты импортом. Но мере того как мы сейчас будем высаживать все больше и больше винограда, мы будем производить все больше и больше «вина России». И это вино придет на полки, уже занятые импортом, и импорт, безусловно, не захочет эти полки освобождать. И в этом плане очень важна будет роль государства, у которого сегодня очень много рычагов. Для того чтобы побуждать государство это делать, нужен такой сильный игрок, как Федеральная саморегулируемая организация, которая сможет с государством в нужный момент договориться об использовании инструментов господдержки, с помощью которых можно сделать так, чтобы полка освободилась для российского вина. Я абсолютно уверен, что импортное вино в России будет всегда, потому что в России есть гигантский интерес к вину. Мы никогда не оголим полки, и никогда импорт не исчезнет, но соотношение импортного и отечественного будет меняться в зависимости от того, сколько мы будем закладывать виноградников и сколько будем производить российского вина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый азимут Новый азимут

Зачем основатель сети городских отелей решил вложиться в туристические зоны

Forbes
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Социальный заказ Социальный заказ

Две студентки МИФИ превратили увлечение волонтерством в ESG-агентство You Social

Forbes
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
30 до 30. Социальные практики 30 до 30. Социальные практики

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Социальные практики

Forbes
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Где на Руси отдыхать хорошо Где на Руси отдыхать хорошо

Лучшие места в России по версии Men Today

Men Today
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Открыть в приложении