Свадебная революция
Счастливые лица помолвленных и молодоженов все чаще мелькают в ленте Алексея Никитюка на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). С сентября 2020 года он развивает стартап Maroo, который помогает парам спланировать свадьбу, договориться с фотографами, кейтеринговыми компаниями, поставщиками цветов и других свадебных товаров и услуг на лучших условиях и оплатить все в рассрочку с нулевой комиссией. С момента запуска компания привлекла $3,8 млн от инвестиционных и венчурных фондов, а также от ангельских инвесторов. В их числе Acrobator.vc, I2BF, Николай Давыдов. В 2021 году стартап прошел программу одного из главных акселераторов Кремниевой долины Y Combinator. Почему финансовый менеджер из России решил модернизировать консервативный свадебный рынок Америки и чем его бизнес привлек инвесторов?
Алексей Никитюк вырос в Подмосковье, окончил экономический факультет МГУ, после чего построил успешную корпоративную карьеру в финансах — у него за плечами работа в разных подразделениях Procter & Gamble и General Electric в России, Франции, Китае и США. В 2018 году его пригласили в британский финтех-стартап Revolut — строить отдел корпоративных финансов. Работа в активно растущей компании в Лондоне вызывала у Никитюка восторг. При этом он постоянно думал о запуске собственного бизнеса.
Поначалу все идеи приходилось записывать в «эксельку» и отдавать друзьям и знакомым. В забитом графике специалиста по финансовому планированию и бюджетированию в финтех-«единороге» не было места для запуска и развития стартапа, поясняет Никитюк. Но в апреле 2020 года все изменилось. Тогда российский журналист Юрий Дудь выпустил фильм «Кремниевая долина» о россиянах, закрепившихся в технологической Мекке США. Он стал толчком для Никитюка: «Я тогда подумал: мне 32 года, скоро дети пойдут в университет, если я не запущу чтото сейчас, то позже уже просто не захочу».
В том же 2020 году громко о себе заявила голосовая соцсеть Clubhouse. Никитюк решил, что во время пандемии людям часто хочется выговориться, но некому. Так возникла идея «аудиотвиттера», где пользователь мог бы записать и выложить голосовое сообщение. Тогда же предприниматель увидел в ленте в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пост сооснователя и главного дизайнера холдинга Look At Media и финансового сервиса Frank Алексея Быстрова, который искал новые проекты. Они списались и решили вместе строить мессенджер в Лондоне. Вскоре к команде присоединился разработчик Александр Панько. Но партнерство тогда не сложилось, вспоминает Никитюк: «Изначально мы планировали создать мессенджер с терапевтическим уклоном. А спустя два с половиной месяца работы совершили пивот в сторону индустрии развлечений. И я понял, что не смогу внести значимый вклад в проект».
В июле 2020 года, еще до запуска пилотной версии, Никитюк оставил проект и сосредоточился на поиске новых идей для бизнеса. Быстров же впоследствии перевел компанию в США и вместе с Панько выпустил голосовой мессенджер Voices; в феврале 2021 года этот стартап привлек $2 млн от основателей Tinder, Signal, Shutterstock, MSQRD и других инвесторов.
Поворотным пунктом в поисках Никитюка стал звонок его жене от знакомой из США. Она только что сыграла свадьбу в Нью-Йорке и хотела поделиться впечатлениями от торжества, а также рассказать о наболевшем. Оказалось, что в Штатах принято организовывать масштабные экстравагантные свадьбы, что заставляет пары залезать в долги. В 2020-м обручившиеся в среднем тратили на свадьбу от $19 000 до $50 000 в зависимости от штата. Около 74% молодоженов приходится брать на это кредиты по ставке 18–35% годовых, утверждает Никитюк. При этом в 95% случаев услуги оплачиваются в офлайне — наличными или чеками. Подрядчики нередко выставляют цены произвольно, поэтому клиенты не знают реальной стоимости услуг и не могут заранее спланировать свадебный бюджет. «Часто поставщик оценивает клиентов по внешнему виду или машине, на которой они приехали [на встречу]. Одна пара может заплатить за одну и ту же услугу $5000, а другая — $10 000», — объясняет Никитюк.