Совладелец Шереметьево о работе аэропорта в кризис и спокойное время

ForbesБизнес

«Терминалы мы скоро откроем снова»

Миллиардер, совладелец и председатель совета директоров Шереметьево Александр Пономаренко о работе аэропорта в кризис и спокойное время

Текст Ирина Казьмина

Семнадцатого января 2020-го в аэропорту Шереметьево открылся новый терминал С для международных рейсов пропускной способностью 20 млн пассажиров в год. Но спустя два месяца этот терминал пришлось закрыть, а вместе с ним и терминалы D и Е. Россия полностью прекратила международное сообщение — и регулярное, и чартерное — 27 марта. «Я надеюсь, мы закрываем терминал временно и откроем, как только возобновится достаточное количество международных рейсов, — рассуждает в интервью Forbes миллиардер, совладелец и председатель совета директоров аэропорта Шереметьево Александр Пономаренко. — Я уверен, что вскоре мир справится с коронавирусом, человечество преодолеет этот кризис и вынесет очень важные уроки». TPS Avia Пономаренко (№31) и его партнеров Александра Скоробогатько (№32) и Аркадия Ротенберга (№36) выиграла конкурс на реконструкцию северной зоны государственного аэропорта Шереметьево (бывшее Шереметьево-1) осенью 2013 года. Они обязались вложить в аэропорт $860 млн собственных, не заемных денег. Вместе с другими околоаэропортовыми бизнесами это позволило им в дальнейшем получить контрольный пакет аэропорта — в 2015-м президент Владимир Путин подписал указ о консолидации активов в Шереметьево. У Росимущества осталось 30,43% объединенного аэропорта, эту долю TPS Avia может выкупить, и тогда крупнейший аэропорт страны — около 50 млн пассажиров в 2019-м — может стать полностью частным.

$82 млрд составила консолидированная выручка аэропорта Шереметьево в 2019 году

В: Авиационный бизнес пострадал от пандемии коронавируса в первую очередь. Исходя из какого сценария вы планируете дальнейшую жизнь аэропорта Шереметьево?

О: В нашем прогнозе на этот год есть два сценария. Первый предполагает возобновление международных рейсов с июля и постепенное восстановление пассажиропотока до конца текущего года. И второй, намного более сложный сценарий, в котором восстановление пассажиропотока до уровня 2019 года будет происходить значительно медленнее и займет не менее 12 месяцев, то есть не ранее чем до середины 2021 года. Мы пока только просчитываем этот вариант развития событий, но уже сейчас понятно, что при этом сценарии нам будет очень нелегко.

В: Какие действия предусмотрены первым сценарием?

О: Для поддержания сбалансированной работы аэропорта мы приняли ряд управленческих решений: временно закрыли терминалы С, D и Е, существенно сократили все непроизводственные расходы, перераспределили ресурсы, оптимизировали процессы и графики работы персонала. Часть сотрудников мы, возможно, будем переводить на четырехдневную рабочую неделю, часть — отправлять в отпуска. Все в рамках действующего законодательства. Мера в отношении сотрудников в том числе и профилактическая, в связи с защитой здоровья, для снижения риска заболевания. Но нужно это сделать без ущерба для операционной деятельности: количество рейсов и количество пассажиров сократилось, но у нас все равно достаточно большой объем операций — самолеты нужно обслуживать независимо от коэффициента заполняемости кресел.

В: При каком сценарии возможны увольнения сотрудников?

О: Это будет зависеть от многих факторов, в частности от темпов и сроков восстановления пассажиропотока и макроэкономической ситуации. Если реализуется второй сценарий, то это может привести к частичному сокращению численности сотрудников. Но мы, безусловно, будем стремиться максимально сохранить коллектив, еще больше сокращая издержки. В течение апреля–мая мы будем наблюдать за тем, как Европа будет выходить из кризиса, и в зависимости от этого корректировать наши сценарии.

В: Как долго будет восстанавливаться пассажиропоток хотя бы до значений 2019-го?

О: Два сценария, которые мы рассматриваем, я уже назвал. Сейчас сложно спрогнозировать более точно — неизвестно, когда будут открыты границы и сняты ограничения на передвижения людей по всему миру, какая будет покупательная способность населения России, как быстро будет восстанавливаться экономическая активность.

В: У вас были запланированы на этот год какие-то инвестпроекты, которые теперь приходится замораживать?

О: Наиболее масштабные проекты, связанные со строительством терминалов и межтерминального тоннеля, мы завершили. В этом году мы должны были начать проектирование мехмастерских для «Шереметьево Хэндлинг». Мехмастерские — это большой производственный комплекс, в котором будет три технологии: диагностика, техническое обслуживание и ремонт. У «Шереметьево Хэндлинг» порядка 6000 единиц техники и 7000 сотрудников. Тендер на проектирование, отработку технологии и аудит нашей техники выиграла американская компания Hall Industries. Не готов говорить в существующих обстоятельствах о сроках реализации этого проекта. У нас были программы по модернизации IT, и, безусловно, мы сейчас эти инвестиции пока заморозили. Были проекты по улучшению рабочих мест для наших сотрудников — очень важные расходы, но с ними мы также пока повременим.

Мы сейчас замораживаем все проекты в аэропорту, кроме одного. Для нас крайне важным вопросом является реконструкция, а точнее, строительство первой взлетно-посадочной полосы до зимних холодов независимо от того, когда начнется восстановление пассажиропотока.

Аэродром — это государственное имущество, которое мы взяли в концессию. Строительные работы по первой взлетно-посадочной полосе финансируются за счет инвестиционной надбавки к тарифу за взлет-посадку от авиакомпаний. С учетом того, что платежи по концессии собираются длительное время, а средства на строительство нужны сейчас, мы вынуждены были привлечь кредит в Сбербанке [6 млрд рублей]. Поэтому мы планируем все потоки денег — не только кредит, не только поступления по инвестиционной надбавке тарифа, но и доходы от других наших предприятий — направить на строительство первой полосы. В сложившейся ситуации мы, как частные акционеры, отказываемся от дивидендов. Но по акционерному соглашению с Росимуществом мы обязаны платить дивиденды в размере 25% [от чистой прибыли]. Мы хотим договориться с государством, чтобы оно пошло нам навстречу и тоже отказалось от дивидендов. Соответствующее письмо уже направлено в Росимущество.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
Обзор умных часов ZTE Watch Live: бюджетные долгожители Обзор умных часов ZTE Watch Live: бюджетные долгожители

Новые смарт-часы ZTE Watch Live подойдут тем, кто ограничен в бюджете

CHIP
Немая сцена Немая сцена

Почему иной раз руководителю не стоит говорить, даже если очень хочется

Forbes
Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали

Возможно, Девятую планету все это время искали не там, где нужно

Популярная механика
Парни с коробками Парни с коробками

Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна

Forbes
Накормить малоежку: чем грозит недоедание Накормить малоежку: чем грозит недоедание

Что включить в меню ребёнка и что нельзя делать, если ребёнок мало ест

9 месяцев
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Новая неопределенность: почему «мягкие» санкции США все-таки опасны Новая неопределенность: почему «мягкие» санкции США все-таки опасны

Как новые санкции в долгосрочной перспективе сдерживают развитие страны

Forbes
Денежная пробка Денежная пробка

Почему в российской экономике рублей много, а роста нет

Forbes
[ знакомьтесь ] [ знакомьтесь ]

Александр Шарапов строит в Санкт-Петербурге крупнейший в мире коливинг

Собака.ru
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
«Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться «Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться

Почему у Netflix получился учебник по отработке историй про маньяков

Esquire
Недопустимый TON Недопустимый TON

Криптовалютный проект Павла Дурова был высоко оценен инвесторами

Forbes
«Конкуренцию за инвестора мы уже выиграли»: как стартап «Много лосося» пришёл к продаже и что его ждёт после сделки с X5 «Конкуренцию за инвестора мы уже выиграли»: как стартап «Много лосося» пришёл к продаже и что его ждёт после сделки с X5

Интервью с сооснователем сети «тёмных кухонь» и мнения участников рынка

VC.RU
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Фактчек: 15 самых популярных легенд об Иване Грозном Фактчек: 15 самых популярных легенд об Иване Грозном

Правда, что Иван Грозный в детстве мучил животных, и лично казнил людей?

Arzamas
Битый час Битый час

Краткая экономика турниров UFC

Forbes
Он долго решался / не решался признаться ей в любви Он долго решался / не решался признаться ей в любви

Буквы одинаковые — значения противоположные

Наука
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Как улучшить физическую форму, тренируясь 10 минут в день Как улучшить физическую форму, тренируясь 10 минут в день

Журналистка Анна Мейер — о том, как зарядка сделала ее сильнее и счастливее

Reminder
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Живая душа дома в Тоскане Живая душа дома в Тоскане

Этому дому восемьсот лет!

Seasons of life
Солидарность и доверие Солидарность и доверие

Пришло время всем стать союзниками — государствам, регионам и гражданам

Forbes
Петр I: коллекционер, исследователь, художник Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Где Петр I обучался искусству графики и как отправился в Европу инкогнито?

Культура.РФ
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Как из двух старых атомных подлодок сделать одну новую: опыт Франции Как из двух старых атомных подлодок сделать одну новую: опыт Франции

К пострадавшей от пожара лодке присоединят часть другой субмарины

National Geographic
Назад в будущее Назад в будущее

Cовременная капиталистическая модель получила удар в самое сердце

Forbes
Люди чувствуют себя счастливее после 30, показало новое исследование Люди чувствуют себя счастливее после 30, показало новое исследование

Оправдана ли идеализация молодости?

Inc.
Переменные величины Переменные величины

Как заработали состояние богатейшие селфмейдмены мира?

РБК
Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z

Что бывает, когда власть разговаривает с молодыми людьми

СНОБ
Открыть в приложении