Пройти сквозь стену
Как российский бизнес пробивается на бездонный потребительский рынок Китая.
За несколько лет имидж Китая во всем мире и в России изменился. Если раньше страна воспринималась как производитель и поставщик дешевого оборудования и ширпотреба, то сейчас о Китае говорят как о главном покупателе инноваций и гигантском потребительском рынке. В России есть высокие технологии и набирающий силу агропромышленный комплекс, и правительство готово поддерживать несырьевой экспорт в Поднебесную. Анонсировано более 70 совместных проектов с Китаем на $100 млрд, но успешно реализованы пока лишь несколько. Как происходит разворот российского бизнеса на восток?
Кристальный рост
В октябре 2013-го Алексей Бородин, системный администратор ставропольского завода «Монокристалл», копируя на флешку с офисного компьютера технологию выращивания искусственных сапфиров, завершал криминальную операцию, начавшуюся за несколько месяцев до этого по заказу одной из китайских компаний. «Монокристалл» — крупнейший в мире производитель искусственных сапфиров — работает в режиме коммерческой тайны. На предприятии почти везде установлены камеры слежения, носители коммерческой тайны регулярно проходят проверку на полиграфе, функции работников строго сегментированы, и, чтобы понять технологию, по которой завод выращивает сапфиры на $100 млн в год, требуется знание минимум пяти специалистов. Об этом не понаслышке знал директор по закупкам «Монокристалла» Андрей Шамин, согласившийся продать китайским конкурентам секреты ставропольской сапфировой компании. В феврале 2013 года он начал подкупать действующих и бывших сотрудников завода, в их числе были заместитель начальника механического цеха, передавший технологию использования керамических экранов для выращивания сапфиров, и Алексей Бородин, сумевший вынести с территории предприятия флешку с ценной информацией. В афере на «Монокристалле» участвовали пять человек, они получили от китайцев $130 000, а три года спустя по итогам расследования ФСБ Ставропольский краевой суд признал их виновными в разглашении коммерческой тайны. Организатор Андрей Шамин отправился на 2,5 года в колонию-поселение, остальные получили условные сроки и были освобождены от наказания по амнистии.
На «Монокристалл» приходится около 50% мирового производства сапфиров, главные конкуренты предприятия — китайские компании. «Монокристалл» входит в «Концерн Энергомера», его основатель Владимир Поляков занялся выращиванием и сбытом сапфиров в конце 1990-х, после покупки ставропольского завода электронных приборов и материалов «Аналог». Из нескольких направлений, разрабатываемых предприятием, выжило два: производство синтетических сапфиров и металлизационных паст для солнечных батарей. Сейчас на «Монокристалле» работают несколько сотен ростовых установок третьего поколения, где при температуре около 2000 °C в течение нескольких недель оксид алюминия превращается в сапфир весом 350 г. «Вырастить крупный сапфиров, и Алексей Бородин, сумевший вынести с территории предприятия флешку с ценной информацией. В афере на «Монокристалле» участвовали пять человек, они получили от китайцев $130 000, а три года спустя по итогам расследования ФСБ Ставропольский краевой суд признал их виновными в разглашении коммерческой тайны. Организатор Андрей Шамин отправился на 2,5 года в колонию-поселение, остальные получили условные сроки и были освобождены от наказания по амнистии. На «Монокристалл» приходится около 50% мирового производства сапфиров, главные конкуренты предприятия — китайские компании. «Монокристалл» входит в «Концерн Энергомера», его основатель Владимир Поляков занялся выращиванием и сбытом сапфиров в конце 1990-х, после покупки ставропольского завода электронных приборов и материалов «Аналог». Из нескольких направлений, разрабатываемых предприятием, выжило два: производство синтетических сапфиров и металлизационных паст для солнечных батарей. Сейчас на «Монокристалле» работают несколько сотен ростовых установок третьего поколения, где при температуре около 2000 °C в течение нескольких недель оксид алюминия превращается в сапфир весом 350 г. «Вырастить крупный кристалл — не самое сложное в производстве, — говорит Поляков в интервью Forbes. — Важно это сделать качественно и дешевле всех».
Первыми потребителями ставропольских сапфиров были швейцарские часовщики, устанавливающие на свою продукцию сапфировое стекло. Настоящий успех к «Монокристаллу» пришел с развитием светодиодной промышленности: сапфировая подложка — обязательный элемент любого светодиода — составляет примерно 10% его стоимости. В 2005 году в Китае производство светодиодов было включено в перечень приоритетных направлений, и с тех пор, по словам Полякова, стоимость сапфиров упала в 10 раз. «На плаву удержались только те, кто сумел снизить себестоимость или пользуется господдержкой, как в Китае», — говорит он. Уровень господдержки приоритетных отраслей в Китае Поляков ощутил на себе в 2012 году. «Монокристалл» тогда открыл в Китае завод по производству металлизационных паст, и представители одной из китайских экономических зон предложили начать у них еще и строительство сапфирового завода. «Мне сделали предложение, от которого было трудно отказаться, — признается Поляков. — Под строительство завода по выращиванию сапфиров в Китае мне давали бесплатную землю и здание с коммуникациями, освобождение от налогов и возврат 50% инвестиций».