Тренинг: как научить подростков управлять временем
«Как же долго она собирается в школу!» «Почему он совсем не думает о своем будущем?» Родителей часто раздражают детская несобранность, медлительность, неумение правильно расставлять приоритеты. Им кажется, что ребенок тратит свободные часы не так и не на то. Как помочь детям гармонизировать отношения с временем? Репортаж с тренинга для подростков.
Способность самостоятельно планировать время появляется примерно в 9 лет, и только к 12-13 годам мозг ребенка созревает настолько, что он может мысленно соотносить прошлое, настоящее и будущее. И это самая подходящая пора, чтобы начать сознательно выстраивать отношения со временем.
«Перекрестки возможностей» — так называется тренинговая программа для подростков, которую проводит гештальт-терапевт и психодраматерапевт Ольга Кардашина. Задача тренинга — помочь старшеклассникам нормализовать и гармонизировать отношения со временем своей жизни. А еще — осознавать и выражать чувства, связанные с трудностями в отношениях с прошлым, настоящим или будущим. Психолог использует элементы гештальт-подхода, психодрамы и футуропрактики. Мне удалось побывать на одном из 12 занятий, которое называлось «Прикосновение к будущему».
В просторной комнате стулья расставлены по кругу. 17-летние Дима и Олег, 15-летняя Аня и еще пять мальчиков и девочек этого возраста быстро перекидываются репликами — смеются, острят, кокетничают. Успевают обсудить политику, школьные дела, отношения с родителями. Это шестое занятие в группе, так что все друг друга уже неплохо знают. Новичок в компании только один — я. Но подростки старательно делают вид, что присутствие постороннего для них не помеха. Психолог садится в круг вместе со всеми, и гул быстро стихает.
Подростку трудно говорить о будущем, потому что он плохо разобрался со своим прошлым, оно еще не разложено по полочкам
— Сегодня мы поговорим о времени нашей жизни, — начинает занятие Ольга Кардашина. — У каждого это время свое, и все переживают его по-своему. Есть, например, люди-хронофилы — у них хорошие отношения со временем, им нравится о нем думать. Они заводят еженедельники, составляют списки дел, а потом педантично вычеркивают то, что сделано. А есть хронофаги — люди, которые без стеснения занимают чужое время и получают от этого удовольствие. Они могут долго говорить с вами по телефону, хотя вы три раза сказали, что опаздываете. Еще есть хронофобы — они боятся неприятностей, связанных со временем.
А какие отношения со временем у вас? Предлагаю вам двумя руками показать, что:
- вы уважаете и цените время, у вас с ним хорошие отношения (вытягиваете руку ладонью наверх),
- вы скорее хронофаг (показываете кулак),
- вы скорее хронофоб (вытягиваете руку ладонью вниз).
Можно показать два варианта: например, если вы умеете планировать свое время, можете прервать разговор, если собеседник вас отвлекает, но тема времени все равно вызывает у вас напряжение. Или вы сами в хороших отношениях со временем, но у вас его «съедают» другие люди. Или вы сами его съедаете у других. Можно одновременно быть хронофагом и жертвой хронофага. Представьте себе красивые часы как памятник времени вашей жизни. Покажите, как вы его воспринимаете.