Красивый вид
Построить миллиардную компанию мечтает любой стартапер. Какие проекты с русскоязычными основателями стали «единорогами» за последний год?
В апреле 2021 года, по данным CB Insights, в мире насчитывалась 631 компания-«единорог» (с оценкой выше $1 млрд). Сколько из этого числа имеют российские корни или русскоязычных основателей, сказать сложно. Такой статистики никто не ведет. Forbes пообщался с тремя стартапами, ставшими «единорогами» за последний год. Их основатели выросли или родились в России или на постсоветском пространстве и говорят на русском языке.
Кадровые решения
В речи 31-летнего основателя компании-«единорога» Personio Арсения Вершинина часто проскальзывают англицизмы: opportunity вместо «возможности», move вместо «движения». В 2011 году Вершинин переехал из Москвы в Мюнхен, где с 2015 года развивает облачную платформу Personio. Сервис помогает компаниям автоматизировать рекрутинг сотрудников, расчет зарплат, учет посещаемости и другие HR-процессы. В январе компания стала первым европейским HR-tech-стартапом, достигшим статуса «единорога», ее оценка в последнем раунде (серии D) составила $1,7 млрд. В рамках этого раунда Personio привлекла $125 млн, в том числе от Index Ventures и Meritech Capital Partners. Общий объем привлеченных инвестиций превысил $254 млн. Арсений Вершинин родился в Улан-Удэ, но вырос в Усть-Илимске (Иркутская область), куда семья переехала, когда ему исполнилось семь лет. Там он поступил в экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», а в 10-м классе поехал на год в США по программе культурного обмена Future Leaders Exchange (FLEX). «Программа помогла выучить английский на достойном уровне и в целом открыла мир. Мне, выросшему в маленьком городе, было очень интересно увидеть, как люди из других стран живут, мыслят», — вспоминает Вершинин. Окончив лицей, Арсений поступил в МФТИ, а в 2011 году поехал в Мюнхен получать степень магистра в Мюнхенском техническом университете (TUM). «Когда я еще учился в Москве, я наблюдал move (движение) стартапостроения. Я увлекся iOS-разработкой, работал с местными стартаперами, а потом понял, что хочу развиваться в интернациональной атмосфере, и переехал в Мюнхен», — вспоминает Вершинин.
После TUM, в 2014 году, он записался в Мюнхене на годовую программу дополнительного обучения «Менеджмент технологий» в Центре цифровых технологий и менеджмента (CDTM). Там он познакомился с Ханно Реннером, Игнацем Форстмайером, которые до этого тоже учились в Мюнхенском техническом университете, и Романом Шумахером, выпускником Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана (LTU). Вместе они решили запустить стартап. «Программа предназначалась для людей, которые запускали стартапы или хотели создать свои компании. Там было легко найти единомышленников», — говорит предприниматель.
В августе 2015 года партнеры запустили сервис для HR Personio. Выйти на рынок HR предложил Ханно, вспоминает Вершинин. У того был друг, который несколько лет назад также окончил CDTM и занимал позицию технического директора крупной европейской компании. «Там использовали Excel и другие устаревшие системы учета, что казалось неэффективным», — рассказывает Вершинин. Команда провела исследование рынка и обнаружила, что схожим образом работает большинство европейских компаний. «Мы увидели business-opportunity, — добавляет Вершинин. — Мы поняли, что проблема — бернинг (горящая), и это подтверждал наш опыт». В новой компании Ханно занял позицию генерального директора, Арсений — технического директора, Роман — директора по продукту. Игнац занимался маркетингом, но спустя три года вышел из бизнеса. На старте предприниматели потратили несколько тысяч евро, конкретную сумму Вершинин не уточняет.
По его словам, когда Personio вышла на рынок, сервисы для автоматизации HR-процессов уже существовали. Такие предлагали немецкая компания SAP (разрабатывает автоматизированные системы управления бухгалтерским учетом, продажами, производством, финансами, персоналом и складами), а также американские Oracle и Workday. Но они предназначались для крупных корпораций. Предприниматели же решили сделать ставку на малом и среднем европейском бизнесе со штатом от 10 до 2000 человек.
Первых клиентов привлекали через знакомых — помогли и выпускники CDTM. Партнеры предлагали проявившим интерес организациям участвовать в разработке продукта. Среди тех, кто заинтересовался, были немецкие поставщики программного обеспечения EQS Group, Orderbird, онлайн-фотосервис Pixum. Из денег, которые клиенты платили за подписку на сервис, основатели Personio оплачивали текущие расходы, большая часть шла на разработку. «У нас не было дополнительных источников финансирования, все расходы мы покрывали из выручки», — рассказывает предприниматель. К концу 2015 года у стартапа уже было 10 клиентов.
В июле 2016 года проект привлек €2,1 млн от Global Founders Capital, Picus Capital, Stylight Founders и бизнес-ангелов в ходе seed-раунда. Год спустя, в августе 2017-го, партнеры получили еще $12 млн от четырех инвесторов. Лидером раунда стал европейский фонд Northzone.
Майкл Коттинг, генеральный партнер Northzone, рассказывает, что фонд целенаправленно искал HR-tech-решения: «Исторически этот рынок более консервативный и развивается медленнее, чем сферы маркетинга или продаж, куда компании больше склонны вкладывать деньги. В таланты предприятия начали инвестировать лет пять назад».
По словам Коттинга, основатели Personio одними из первых в Европе представили облачный сервис, который автоматизировал сразу несколько HR-процессов. «Мы видели на рынке множество точечных решений по набору персонала, администрированию или управлению производительностью. Нам также приглянулась команда: да, ребята были супермолодыми, неопытными, но очень крутыми», — говорит Коттинг.
Сейчас компания работает по SaaS-модели и зарабатывает на подписках, рассказывает Арсений. Платформой пользуются 4000 организаций более чем из 80 стран. Среди клиентов есть немецкая исследовательская компания Statista, финский производитель диджитал-сервисов и продуктов Futurice и др. Большинство — предприятия со штатом от 100 до 500 человек.