Бизнес и жизнь
До парадной
Издатель The St. Petersburg Times создал сервис доставки продуктов с оборотом 500 млн рублей в год.
Из дверей питерского офиса сети гипермаркетов «О’кей» вышли двое — Григорий и Дмитрий Кунисы. Эта розничная сеть стала первой, кому братья-предприниматели предложили сотрудничать с их новым проектом — сервисом доставки продуктов из супермаркетов iGooods. «Переговоры длились примерно полтора месяца. Партнер получил ответы на все вопросы по организации сервиса, а после решил не продолжать связь», — вспоминает Григорий. Позже Кунисы узнали, что «О’кей» готовит запуск собственной продуктовой доставки. Постепенно iGooods привлек не менее крупных ретейлеров — «Ленту», Metro, Prisma. Сегодня сервис выполняет 250 заказов по Петербургу в день. Оборот компании в 2017-м составит 500 млн рублей.
Петербуржцы Кунисы давно хотели начать свое дело. Первой попыткой старшего брата Григория была организация управленческих бизнес-тренингов, к которой его привлекли приятели с психфака ЛГУ в 1989 году. Затем вместе с младшим братом Дмитрием пытался продавать дорожную технику и микроскопы. В 1992 году Григорий познакомился с новозеландским журналистом Ллойдом Дональдсоном, вместе они начали издавать англоязычный еженедельник The St. Petersburg Times, который в 1996 году продали издательскому дому Sanoma Independent Media. По словам Куниса, за свою долю в 20% он получил $62 000. На вырученные от продажи деньги партнеры запустили газету «Мой район».
В преддверии кризиса в 2014 году многие медиа оказались на грани выживания. «Проект iGooods мы обсуждали давно, — признается Григорий Кунис. — Когда начался спад на медиарынке, брат окончательно сманил меня в новый бизнес». Дмитрий Кунис давно искал идею, которая не зависела бы от кризиса, доставка продуктов показалась ему еще и перспективной в онлайне. «Три года назад клиентам уже доставляли одежду, электронику, — перечисляет Дмитрий. — Логичным шагом должна была стать доставка продуктов».
В России рынок e-grocery (интернет-продажи товаров повседневного спроса) пока развит слабо, считают в одной из крупнейших российских продуктовых сетей «О’кей». Ретейлер доставляет клиентам покупки самостоятельно, услуга покрывает территорию Москвы, Санкт-Петербурга, а также значительную часть Московской и Ленинградской областей. «Решения, разработанные для электроники, fashion, детских товаров, не подходят для продуктов питания. Поэтому приходится либо создавать собственное ПО, либо серьезно дорабатывать существующее на рынке», — описывают ситуацию в пресс-службе «О’кей».
Сначала у братьев Кунисов была идея написать программу, которая помогала бы крупным розничным игрокам налаживать регулярные онлайн-продажи продуктов. Зарабатывать предприниматели планировали, сдавая ПО в лизинг за 1–2% от продаж сети. Консультации со знакомыми из ретейла помогли выяснить, что чаще всего у сетей нет собственной службы доставки, да и комплектовать заказы некому — персонал магазинов просто не справится с нагрузкой на 20–30% выше. «Стало очевидно, что iGooods должен решать сразу несколько задач: прием заказа, сбор в магазине и быстрая доставка до двери клиента», — объясняет Григорий Кунис. Подобную бизнес-модель братья